|
Штеренберг Д.П.
Картон, масло
53 х 36,2
Русский музей
Пост. в 1926 из МХК через ГИНХУК, Ленинград
Давид Штеренберг – один из решительных оппонентов беспредметного искусства. Выступая за сохранение предметности, фактуры и композиции в картине, Штеренберг создал особый стиль. В нем доминировали лаконизм, плоскостность и «перевернутая» перспектива, сближающие произведения Штеренберга с работами детей и непрофессиональных художников. «Натюрморт с лампой» демонстрирует своеобразный синтез конкретного и условного, что в совокупности с остротой композиционных решений придает особый, утонченный артистизм его натюрмортам. Увлекаясь поисками фактурной выразительности, Штеренберг серьезное внимание уделяет многообразию технических приемов. Однако эта «игра фактур» не является самоцелью Штеренберга, в натюрмортах которого, по словам критика Якова Тугендхольда, «техницизм формы сочетается<…> с психологизмом содержания».
Штеренберг Давид Петрович (1881, Житомир – 1948, Москва)
Живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Учился в частной студии в Одессе (1905), затем в академии Витти в Париже (1907–1912). Участник выставок с 1912, в том числе: Весеннего и Осеннего салона и Салона независимых в Париже (1912–1917). Член объединения «4 искусства» (1924). Комиссар по делам изобразительных искусств в Петрограде (1917–1919), заведующий Отделом изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения (1918–1920). Преподавал в Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте (Москва, 1920–1930). Один из организаторов и председатель Общества станковистов (1925–1930). Директор русского раздела Международной выставки художественно-декоративных искусств (1925, Париж). Член-корреспондент Союза немецких художников книги (1928). Первый заместитель председателя Правления Московского отделения Союза советских художников (1932–1937). Заслуженный деятель искусств Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1930).