|
Неизвестный художник. Школа Оружейной палаты
Холст, масло
194 х 109
Русский музей
Пост. в 1923 из АХ
Традиционное определение изображенного как князя Афанасия Борисовича Репнина, принятое всеми исследователями второй половины XIX – начала XXI века, недавно было пересмотрено с уточнением персонификации и датировки. Возможно, это посмертное изображение, созданное одновременно с портретом Андрея Меньшого не ранее 27 января 1699 года – времени смерти Андрея Меньшого. Новая версия принята Атрибуционным советом Русского музея в 2014 году.
Репнин Андрей Большой Иванович (? – 26 мая 1666)
Старший сын ближнего боярина и дворецкого царя Алексея Михайловича Ивана Борисовича Репнина (1615– 1697) и Евдокии Никифоровны Плещеевой (? – 8 апреля 1695).
По сведениям С. А. Летина, изображенный представлен «в типичном для Московского государства времен царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича одеянии, носившем название „ферези“. <…> Из-под ферези выглядывает розовый атласный зипун, украшенный пристяжным, выложенным жемчугом воротником или „обнизью“. В правой руке — типичная русская шапка с меховой опушкой и алым верхом, украшенная жемчужными запонами» (Летин. С. 61–62). Автор датирует портрет по костюму 1650-ми, но допускает возможность
создания подобного ретроспективного изображения и в 1690-х. Проведенные исследования позволили установить идентичность холстов и грунта данного портрета и портрета Андрея Меньшого (Эпоха парсуны. С. 143–145. № 51–52). Видимо, создавались они одновременно — портрет младшего с натуры, а старшего, вероятно, по воспоминаниям близких. Судя по всему, князь Андрей Большой умер совсем молодым. Учитывая год смерти Андрея Меньшого — 1699, можно предположить, что оба портрета были написаны в пределах 1690-х.