Русский музей
Дополненная реальность

 

Натюрморт с яйцами. 1914

Экстер А.А.
Холст, масло
88 х 70

Русский музей

Аннотация

Александра Экстер значительно раньше многих своих собратьев по русскому авангарду приобщилась к новшествам французской и итальянской живописи. Впервые приехав в Париж в 1907 году, она перезнакомилась со всеми знаменитостями – с Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком, Фернаном Леже, Пабло Пикассо и Арденго Соффичи – и узнавала кубизм и футуризм из «первых рук».
Впечатление от нового французского искусства было подобно озарению, внезапно пришедшей ясности. Только признать подчиненную роль цвета в кубистической картине, его всего лишь конструктивные функции, Экстер не хотела и не могла. Ее кубизм всегда был цветным. И очень многое в нем определялось колористическим «менталитетом» художницы, сформировавшейся под сильным воздействием цветовой стихии украинской народной живописи. Даже если на творчество Экстер повлияли формальные ограничения французского кубизма и линейная динамичность футуризма, ее картины свидетельствовали об исключительном чувстве цвета и вели к новой концепции живописи как независимого исследования цветовых сочетаний, диссонанса, стихийных пространственных ритмов.
Подолгу живя во Франции и Италии, Экстер никогда не порывала с «левыми» художниками Москвы, Петербурга и Киева. Благодаря активному участию в различных выставках она приобрела известность и стала "своей" не только в русских, но и в европейских художественных кругах.
В натюрмортах Экстер среда и предмет существуют совершенно отдельно друг от друга. Отношения этих двух элементов активны и энергичны. Так в «Натюрморте с яйцами» (1914) на вещи, украшающие праздничный пасхальный стол, надвигается, окружает, пытается их себе подчинить, мир окрашенных плоскостей, по-разному ориентированных. Такое ощущение, что, двигаясь и расширяясь, среда эта поглощает предметную реальность, распределяя ее в геометрические блоки плоскостей. Обостренное восприятие цвета – пожалуй, главное в кубофутуристической живописи Экстер, причем тяготение художницы к народным источникам, прежде всего, к украинскому изобразительному фольклору, совершенно очевидно.

Биография автора

Экстер А.А.

Экстер (урожденная Григорович) Александра Александровна (1882, Белосток Гродненской губ. –1949, Фонтен-о-Роз под Парижем)
Живописец, график, художник театра.
Родилась в Белостоке (Гродненская губерния). Училась в киевском художественном училище (1901–1903, 1906–1908), вольнослушательница). В 1903, выйдя замуж за адвоката Н. Е. Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую впоследствии центром киевского авангардного искусства. В 1907 уехала в Париж, где некоторое время училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер" и познакомилась с представителями современного французского искусства – Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами. В 1908–1914 жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии. Участник выставок с 1908. Член и экспонент объединений «Звено» (1908), «Бубновый валет» (с 1910), «Союз молодежи» (с 1913), «5 х 5 = 25». В 1914 в Киеве организовала авангардную выставку «Кольцо».
Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи. Увлекшись футуризмом и кубизмом, начала создавать самостоятельные композиции, нередко используя метод коллажа. Декоративизм живописных произведений художницы особенно ощутим в беспредметных композициях. В 1915 примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. В это же время проявила интерес к прикладным искусствам, использовав кубистические формы для создания бытовых вещей.
В 1915 познакомилась с А. Я. Таировым и начала работать в Московском Камерном театре. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы «Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломеи» О. Уайльда (1917), «Ромео и Джульетты» У. Шекспира (1921). Создала оригинальный стиль «конструктивистского» театрального костюма и декораций, была художником знаменитого кинофильма Я. Протазанова «Аэлита» (1923). В середине 1910-х годов одной из первых стала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн (эскизы платьев, платков, скатертей и т.д.). В послереволюционные годы занималась преподаванием: в 1918 в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве. В 1921–1922 – в Высших художественно-технических мастерских в Москве. С группой ведущих модельеров страны работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922–1923), принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923).
В 1924 художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы. После Венеции уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы Экстер получили золотую медаль. С 1928 жила в пригороде Парижа Фонтенэ-о-Роз. Плодотворно занималась театральным искусством (балетные постановки Б. Г. Романова, В. Ф. Нижинской и Э. Э. Крюгер, 1924–1930), создавала марионетки, принимавшие вид динамической «скульптоживописи» (1926), детские книжки-картинки (1936–1938), декоративные ширмы и керамику. Преподавала в собственных студиях в Киеве и Париже, а также в парижской Академии современного искусства (1925–1930) и ателье М. Франкетти. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг.


© Русский музей 2013-2021