Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет женщины в зеленом платье. 1913

Шевченко А.В.
Холст, масло
114,5 х 104

Русский музей

Аннотация

Значительную роль в формировании Александра Шевченко как художника сыграло его сближение с группой Ларионова и Гончаровой. Активное участие в совместных выставках, теоретическое осмысление новых художественных явлений и наследия старых мастеров позволили молодому живописцу не затеряться среди современников. Хотя отчетливо видно, какую важную роль в выработке собственного стиля сыграло творчество Сезанна, Шевченко не стал его подражателем. Внимательное изучение восточных примитивов, русского лубка, вывески, опыта кубистов помогло художнику создать свой мир.
«Портрет женщины в зеленом платье» – портрет жены, Надежды Сергеевны, был написан в 1913 году, незадолго до ее смерти. Драматизм образа заложен в пластической форме. В картине колорит настраивает на тревожное состояние, черная шаль, окутывающая всю фигуру, приобретает траурное звучание. Композиционное построение дополняет ощущение дисгармонии. Ракурс сидящей фигуры, взятой крупномасштабно по отношению к интерьеру, вздыбленный пол, острые углы стола, прорезающие пространство, и угол комнаты – все здесь в движении, все сдвинуто. Красноречивым дополнением домашнему миру тяжело болеющей женщины служит натюрморт из трех предметов на самом краю стола. На этом фоне спокойное, с легкой улыбкой лицо, воспринимается словно по контрасту.
Условными средствами, живописным языком Шевченко выразил скорбь и тревогу, нежное отношение к близкому человеку и предчувствие беды, смог достичь большой эмоциональности.

Биография автора

Шевченко А.В.

Шевченко Александр Васильевич (1883, Харьков – 1948, Москва)
Живописец, график, теоретик искусства.
Родился в Харькове. В 1890–1898 занимался рисунком в реальном училище и брал частные уроки изобразительного искусства. Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1898–1908, с перерывами) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1907–1909). В 1904 посетил Турцию, Грецию, Египет. В 1905–1906 в Париже работал в Академии Р. Жюльена, затем в мастерской Э. Каррьера, экспонировался в Салоне независимых. Начинал с импрессионизма (парижские пейзажи 1905–1906). В 1907 испытал влияние символизма, участвовал в XIV выставке Московского товарищества художников. В 1908 сблизился с М. Ф. Ларионовым. Разделял ориентацию его группы на неопримитивизм и лучизм, участвовал во всех выставках группы (1911–1914). В 1913 издал брошюры «Неопримитивизм. Его теории. Его возможности. Его достижения» и «Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времен и народов». Писал полотна в футуристическом духе (1913). В 1914 был призван в действующую армию, в 1916 – контужен, в 1917 – эвакуирован в Москву и демобилизован.
После революции 1917 заведовал литературно-художественным подотделом Коллегии по делам искусств Наркомпроса (1918–1921), вел большую общественную работу при Моссовете, Совнаркоме по охране памятников искусства и старины, участвовал в создании Музея живописной культуры. Преподавал с 1918 в 1-х Государственных свободных художественных мастерских, в Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте (1920–1928), работал в Государственной академии художественных наук. В манифесте «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (подготовленном совместно с А. В. Грищенко и опубликованном в каталоге одноименной выставки; 1919) отверг «прикладничество всех родов и направлений» (т.е. чистый дизайн, которым занимались наиболее радикальные из новаторов типа В. Е. Татлина), отстаивая динамически-живописную станковую картину как наиболее адекватный современности вид творчества. Участвовал в комиссии Живскульптарха, создал проекты Дома Советов, которые экспонировались на Первой русской художественной выставке в Берлине.
В конце 1910 – 1920-х пейзажи, натюрморты и жанровые композиции Шевченко постепенно обретали все более традиционные свойства, сочетая острую авангардную чувствительность к живописной фактуре с поэтикой романтизма. С годами в его искусстве вновь усилились черты символизма, но в новом, обобщенно-монументальном облике. Таковы, в частности, приглушенные по колориту, по-своему эпические фигурные композиции, созданные по впечатлениям творческих командировок на Кавказ и в Среднюю Азию. В поздние десятилетия не раз подвергался остракизму как «формалист», однако стоически продолжал работать как живописец, создавая лирически-задумчивые пейзажи и жанры в духе «тихого искусства». Не оставлял и преподавания – прежде всего, в Текстильном институте, где с 1941 руководил кафедрой живописи.


© Русский музей 2013-2021