|
Розанова О.В.
Холст, масло
58 х 44,5
Русский музей
Ольга Розанова, Ольроз, как назвали ее современники, – одна из самых ярких представительниц русского авангарда. В ее творчестве сконцентрировались все этапы, которые прошла в своем становлении новая русская живопись от позднего импрессионизма до супрематизма. Творчество Розановой сформировалось под воздействием интеллектуальной среды, ее окружавшей. Она была тесно связана с художниками и поэтами К. Малевичем, А. Родченко, П. Филоновым, В. Маяковским, В. Хлебниковым, определившими, в то время, крайне новые идеи в искусстве.
Являясь членом художественного объединения петербургского авангарда «Союз молодежи», Розанова экспонировала свои работы и на московских выставках «Бубнового валета». Современные художнице критики отмечали ее особый дар колориста, с наибольшей силой проявившейся в цикле натюрмортов первой половины 1910-х годов.
Натюрморт «Керамическая ваза и стеклянные сосуды» поострен по принципу «зрелища». Материальная сущность предметов, их бытие в реальном пространстве не имеют значения для художника – важна декоративная красота, цветовая гамма, изысканно «звучащая» подобно музыкальному этюду. Виртуозное колористическое решение, напряженность композиции, подчинение плоскости декоративному решению сближают эту работу Розановой с аналогичными произведениями А. Матисса.
Розанова Ольга Владимировна (1886, с. Меленки Владимирской губ. – 1918, Москва)
Живописец, график, художник футуристических изданий, автор теоретических статей.
Родилась в селе Меленки (Владимирская губерния). Училась в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1904–1910) и в частной студии К. Ф. Юона в Москве, в Художественной школе Е. Н. Званцевой в Петербурге (1911). Участник выставок «Союза молодежи» (1911–1914), Свободной футуристической международной (Рим, 1914), «Последней футуристической картин "0, 10"» (1915–1916), «Магазин» (1916), «Бубновый валет» (1916, 1917). Член общества «Супремус», основанного К. С. Малевичем (1916).
Уже ранним, фовистским ее вещам присущи яркие и декоративные цветовые контрасты. Окончательно ее талант сформировался в дизайне футуристических книг В. В. Хлебникова и А. Е. Крученых «Старинная любовь. Бух лесиный», «Взорваль» (1913). Буквы новых слов в этих книгах в той же мере, что и изображения, должны были полноценно «звучать», иметь единый образ, «заумный» смысл (находящийся «за» умом, то есть за обыденным мышлением) и даже «летать», так как поэт с помощью художницы освободил слова и буквы своих стихов от необходимости выстраиваться в строчки. Так совместными трудами рождался новый, синтетический образ книги, где все элементы обладали футуристическим динамизмом. Шедевром ее книжного искусства стала рукодельная «Вселенская война» со стихами А. Е. Крученых (1916) и беспредметными цветными аппликациями.
Футуристический период творчества Розановой связан с графикой, супрематические же опыты проходят в основном в области живописи – в поисках цвета и света. Темы ее поздних композиций – «рождение» нового цвета в контрастах света и тени, светоносность цвета, «преображенный колорит». После Октябрьской революции Розанова работала в отделе изобразительных искусств Наркомпроса, стремясь наладить деятельность художественных промыслов в Абрамцево, Сергиевом Посаде и других центрах.