Русский музей
Дополненная реальность

 

Натюрморт с бегониями. 1911

Машков И.И.
Холст, масло
89 х 105

Русский музей

Аннотация

Восприняв опыт Сезанна, бубнововалетцы стремились видеть красоту в самой поверхности холста, в красочном месиве. Они оценили дополнительные возможности краски не только как носителя цвета, а как некой материальной субстанции, обладающей собственными выразительными средствами. Интерес к предмету, к объему, вылепленному цветом и красочным «тестом», к трехмерной форме – все это сделало наиболее популярным жанром в творчестве «бубновых валетов» натюрморт.
Натюрморты бубнововалетцев отличаются от предшествующих образцов этого жанра, прежде всего, подбором и расположением предметов. Важным становится не единство предметов и пространства, а сама плоть вещей, радующая живописца своей красочностью, богатством форм, разнообразием фактуры, позволяющая «смаковать» и предмет, и лепящую его краску.

Биография автора

Машков И.И.

Машков Илья Иванович (1881, ст. Михайловская Саратовской губ. – 1944, Москва)
Живописец, график, педагог; портретист, пейзажист, автор натюрмортов, картин бытового жанра.
Родился в станице Михайловская (Саратовская губерния). Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1900–1904, 1907–1908) у А. Е. Архипова, В. А. Серова, К. А. Коровина. Участник выставок с 1909. Член-учредитель и секретарь объединения «Бубновый валет» (1910–1914). В это период увлекался народным искусством, «живописью подносов» Жостова и определял свой стиль как «саму живописность». Его огромное полотно «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» (первая выставка «Бубновый валет», 1910) с полуобнаженными фигурами музицирующих атлетов было задумано как манифест новаторского подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом. Стиль Машкова, русский, яркий, сочный и, в то же время «сезаннистский», наиболее полно проявился в его знаменитых натюрмортах.
Член и экспонент объединений «Мир искусства» (с 1916), «Московские живописцы» (с 1925), Ассоциации художников революционной России – Ассоциации художников революции (1925–1930, 1932), Общества Московских художников (1928). Основатель и руководитель художественной студии (Москва, 1904–1917). Преподавал в Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте в Москве (1920–1929).


© Русский музей 2013-2024