Русский музей
Дополненная реальность

 

Осень желтая (Осень счастливая). 1912

Ларионов М.Ф.
Холст, масло
53,5 х 44,5

Русский музей

Аннотация

Михаил Ларионов был генератором идей русского авангарда, пройдя путь от импрессионизма до беспредметности. В 1910-е годы, в поисках новых средств выразительности, Ларионов обратился к лубку, живописной вывеске, считавшимся ранее синонимом пошлого, мещанского вкуса. Новые возможности для живописи он увидел и в непрофессиональном рисунке.
Неопримитивизм, ярким представителем которого был Ларионов, принято сближать с французским фовизмом и немецким экспрессионизмом как стилистически близкие художественные явления. Тем не менее в европейской живописи нелегко найти прямые аналогии живописной манере русского художника – его цветовой гармонии и дразняще угловатому рисунку, как и его грубовато-любовному отношению к изображаемым персонажам.
Одно из наиболее выразительно острых произведений примитивизма Ларионова – картина «Осень желтая», вдохновленная солдатскими рисунками, которые художник видел, когда после окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества, с 1910 года, ему пришлось, как вольноопределяющемуся, несколько раз проходить лагерные сборы.
Друг Ларионова, Илья Зданевич, писал: «Там он знакомится с новым бытом, и его восторгают достоинства казарменной солдатской живописи, на которую до него никто не обращал внимания. Их примитивная роспись стен, кавалерийские значки, что пишутся солдатами на жести с изображением людей и лошадей и вывешиваются, означая местопребывание известной части полка, явились новыми побудителями. В ту струю он сумел внести свое и создать прекрасное искусство».
Крайне примитивное, данное просто как намек, лицо «Осени» едва выделено в картине контуром из интенсивно-желтого красочного фона. Анатомические детали – глаза, нос, губы, – выполнены попросту рисунком кистью – белой краской. Весело, разноцветными белыми и красными буквами, будто наивно детским почерком с нарочитыми ошибками исполнена надпись «Осень счасливая». И лицо «Осени», таким образом, словно приравнивается к букве, становится знаком.

Биография автора

Ларионов М.Ф.

Ларионов Михаил Федорович (1881, Тирасполь Бессарабской губ. – 1964, Фонтенэ-о-Роз, Франция)
Живописец, график, книжный иллюстратор, театральный художник.
Родился в Тирасполе (Бессарабская губерния). Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1898–1910, с перерывами) у А. Е. Архипова, В. А. Серова и К. А. Коровина. На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества. В 1907 открыл для себя народное примитивное искусство – русский лубок, ремесленную вывеску. Коллекционировал индийские, персидские и кавказские народные картинки. Эти увлечения отразились на его живописи. Появляются серии «Франты», «Парикмахеры», «Солдатская серия». В 1913 подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники; в том же году провел выставку иконописных подлинников и лубков. Инициатор открытия первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914).
Создатель теории лучизма – одного из первых опытов беспредметного искусства. Опубликовал брошюру «Лучизм» (1913), подписал коллективную декларацию русских художников – манифест «Лучисты и будущники» (1913). Активно работал в области футуристической книги. Создал иллюстрации для сборников поэтов-футуристов А. Е. Крученых, В. В. Хлебникова, К. А. Большакова. Один из ведущих художников антрепризы С. П. Дягилева, по приглашению которого в 1915 выехал вместе с Н. С. Гончаровой в Швейцарию, затем в Италию. С 1919 постоянно жил в Париже. Оформил балеты «Русские сказки» на музыку А. К. Лядова (1916), «Шут» С. С. Прокофьева (1921) и др.


© Русский музей 2013-2021