|
Бурлюк Д.Д.
Холст, масло
104 х 104
Русский музей
Каменский Василий Васильевич (1884–1961) – поэт, прозаик, драматург и художник, один из первых отечественных авиаторов (1910–1913).
Знакомство Давида Бурлюка с Василием Каменским, произошедшее в 1908 году, на вернисаже выставки „Современные течения в искусстве“, ознаменовало важный этап в истории российского футуризма. Именно Каменский привел братьев Бурлюков в дом художника и композитора Михаила Матюшина и его жены, Елены Гуро, поэтессы и художницы, – и это послужило началом первого объединения русских футуристов-„будетлян“.
«Футуризм» – боевой клич раннего авангарда. Он разнесся в 1910-х годах по городам Европы и России. Вскоре после публикации первого футуристического манифеста Томазо Маринетти, в декабре 1912 года, появился манифест «Пощечина общественному вкусу», ознаменовавший собой рождение российского футуризма. Для российских, как и для итальянских футуристов, прошлое умерло, превратилось в мертвый хлам. Новое искусство – авангард – не питало ни малейшего почтения к поэтам и художникам славного прошлого. В сочиненном Давидом Бурлюком, Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученых и Владимиром Маяковским тексте «Пощечины...» утверждалось: «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов». И тут же предлагалось радикальное: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности».
Лидером российских футуристов волею судеб и, вне всякого сомнения, по призванию оказался страстный, даже неистовый агитатор, спорщик, выдумщик, составитель громких заявлений и манифестов Давид Бурлюк – художник и поэт.
Созданный им в 1917 году «Портрет поэта-футуриста Каменского» экспонировался на последней выставке объединения «Бубновый валет».
Василий Васильевич Каменский, пройдя летную практику в Париже и получив одним из первых в России диплом авиатора, устроил себе авиационные гастроли по городам Польши – своеобразные летные шоу, входившие тогда в моду. Новая романтика неба собирала многотысячные аудитории зрителей. Свои выступления Каменский претворял публичными лекциями об авиации, на которых исполнял написанные в воздухе футуристические стихи.
Поэзия Каменского и его изобразительные опыты оказались созвучны тем поискам новых форм в искусстве, которые проповедовал Давид Бурлюк. «Портрет Каменского» стал своеобразным живописным манифестом художника, в котором образ творца-новатора трансформируется в «икону» с идущей вдоль «нимба» надписью: «король поэтов песнебоец футурист Василiй Васильевич Каменскiй 1917 годъ республика Россия».
Справа на изображении строки стихотворений:
Океанским крылом // взмахнем по земл_ // и полетим // на великiй пролом // На тропическом // остров_ [пальмiй?] // из орехов глотают // вино. // в тене южной // прохлад_ бананов // музыканитъ // звукантъ // какаду // Умойся росой Красой // Утрись концом радуги // воздухом [Родины?] душа // изветрилась // и как то не хочется знать // о земном. // Калькутта Бомбей // Петроград и [Венеция?] // кри[кнет] в …// не … //
Бурлюк Давид Давидович (1882, хутор Семиротовщина Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Украина) – 1967, Саутхэмптон, Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк)
Живописец, график, иллюстратор книг, поэт, автор манифестов и критических статей. Сын управляющего имениями, автора книг по агрономии и дворянки, художницы-любительницы. Учился в Казанской художественной школе (1898-1899) у К.Г.Л. Мюфке и Г.А. Медведева, Одесском художественном училище (1899–1900,1910–1911) у К.К. Костанди, Г.А. Ладыженского и А.А. Попова, в Мюнхене – в Королевской академии художеств у В. Фон Дица и в Школе А. Ашбе (1902–1904), в Париже – в студии Ф. Кормона (1904), в МУЖВ3 (1911–1914) У Л.О. Пастернака и А.Е. Архипова (исключен за пропаганду футуризма). На рубеже 1900-1910-х – один из лидеров литературно-художественного авангарда, организатор и участник его первых выставок: "Стефанос", "3вено" (Киев), "Венок-Стефанос", "Выставка современных течений в искусстве", "Треугольник – Венок-Стефанос". Работы экспонировались на выставках "Салона" С. К. Маковского (1909), I и II "Салонов" В. А. Издебского, "Союза молодежи", "Бубнового валета", "Мира искусства" и др. В 1910 – основатель первого объединения футуристов "Гилея" ("будетляне"). В сентябре 1922 поселился в Нью-Йорке; писал картины, выступал с лекциями в рабочих клубах, входил в литературную группу "Серп и молот" и в Клуб Джона Рида. Участвовал в групповых выставках, в том числе русского искусства: Нью-Йорк (1923), Уилмингтон (1932). Почти ежегодно устраивал персональные выставки в Нью-Йорке, Вашингтоне, Чикаго, Сан-Франциско и др. городах США. Вместе с женой основал "Издательство М. Н. Бурлюк", выпускавшее книги прозы, стихов, публицистики, мемуаров. В 1930–1967 издавал журнал "Color апd Rhyme", в котором публиковал автобиографические материалы и дневники. В 1950-е построил дом в Хэмптон-Бейс (Род-Айленд), открыл в нем собственную галерею. В 1956 и 1965 посетил СССР. В 1962 совершил кругосветный туристический круиз, провел персональные выставки в Брисбене (Австралия) и Мюнхене. Две выставки в Санкт-Петербурге (1995 и 2000) прошли в Русском музее. Представлен во многих музеях и частных коллекциях России, США и других стран.