Русский музей
Дополненная реальность

 

Серый день. 1909

Бродский И.И.
Холст, масло
45,5 х 69,5

Русский музей

Пост. в 1941, дар семьи Н. Н. Дубовского, Ленинград

Аннотация

Пейзажный жанр в творчестве Исаака Бродского, любимого ученика Репина, автора проникновенных лирических произведений, многообразен по своему характеру. Он пишет стаффажные композиции, населяя пейзаж людьми, вечерние мотивы города, аллей парков с играющими детьми, деревенские улицы. Немало в его творчестве и «безлюдных» картин, отличающихся особым левитановским лиризмом, как, например, поэтичное полотно «Серый день», созданное Бродским в 1909 году.
Написанное в сдержанной гамме приглушенно звучащих красок, оно кажется почти монохромным, ведь градации свинцово-серебристого тона, на котором построено полотно, едва уловимы. Но эта благородная сдержанность прекрасно передает состояние природы, ощущение холода серого, пасмурного дня и подчеркивает тонкость и изящество линий – характерную особенность произведений художника, отличавшую его от многих современников, увлекавшихся новомодными течениями, абсолютно не принимаемых Бродским. «Стремление к четкой прорисованности деталей, – писал он, – к выразительному рисунку … – эти отличительные качества моих работ выделяли их из общей массы … полотен, авторы которых неумеренно увлекались широтой мазка и крайностями живописной техники… Мне нравились произведения, сделанные тонко и доведенные до конца. Я любил всегда усидчивую кропотливую работу. Свой стиль – ажур – я нашел с первого же года моих занятий в академии и до сих пор придерживаюсь его и все более и более совершенствую».

Биография автора

Бродский И.И.

Бродский Исаак Израилевич (1883 (1884), с. Софиевка Таврической губ. - 1939, Ленинград)
Живописец, график, художник театра, педагог, автор статей, посвященных искусству. В 1896-1902 учился в Одесском художественном училище (ОХУ); 1902-1908 в Высшем художественном училище (ВХУ при ИАХ). В 1909-1911 как пенсионер Академии художеств (ИАХ) посетил Германию, Францию, Испанию, Англию, Австрию, Италию. С 1904 участник выставок. Член и экспонент объединений: Новое общество художников (НОХ) - 1904, 1906; Общество им. Леонардо да Винчи (ОЛ) - 1907; Товарищество южно-русских художников (ТЮРХ) - 1907, 1910, 1912-1913; Союз русских художников (СРХ) - 1908-1918 (член с 1910); Московское общество любителей художеств (МОЛХ) - 1908-1909; "Группа художников" (ГХ) - 1909-1911; "Мир искусства" II-1911; Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) - 1914-1916; Еврейское общество поощрения художеств (ЕОПХ) - 1915-1919; Общество им. Куинджи (ОбК; председатель правления) - 1917, 1920, 1924, 1929-1930; "Дом искусств" (ДИ) - 1920-1922; Общество художников-индивидуалистов (ОХИ) - 1921; Община художников (ОХ) - 1921-1922, 1924(?); "Шестнадцать" (ГХ 16) - 1922-1924, 1927; Ассоциация художников революционной России (АХРР) - 1925, 1926, 1928; Объединение художников им. И.Е. Репина (ОбР) - 1927-1928; Общество живописцев (ОЖ) - 1928-1930; "Цех художников" (ОЦХ) - 1930-1932; Объединение работников изобразительных искусств (ИССТР) - 1932. С 1932 член СХ СССР. С 1932 профессор. С 1934 директор Всероссийской академии художеств (ВАХ). С 1934 заслуженный деятель искусства РСФСР.


© Русский музей 2013-2021