Русский музей
Дополненная реальность

 

Осень. 1921

Лентулов А.В.
Холст, масло
155 х 136

Русский музей

Пост. в 1929 из ГТГ

Аннотация

Аристарх Васильевич Лентулов – один из членов-учредителей группы «Бубновый валет». Он прошел через увлечение символизмом, постимпрессионизмом, примитивизмом, кубизмом и кубофутуризмом и, соединив элементы многих направлений, выработал свой принцип, назвал его цветодинамикой, идея которой была связана с «ощущением близости живописного цвета и музыкального звука».
Картина «Осень», написанная в 1921 году, когда художник решил перейти от «мертвых формул» в сторону «чувства любования» привлекает мощной по характеру живописью и невероятной музыкальностью цвета. Центром удивительно гармоничной, продуманной композиции является массив, сияющей ярким золотом листвы деревьев старинного парка, огороженного забором. Ржавые, золотисто-охристые тона перемежаются с насыщенно-зелеными, синими и фиолетовыми, сливаясь в невиданную картину, показывающую мир через цвет и свет, как воспринимал его сам Лентулов. Цвета земли отражаются в красочной музыке неба, соединяясь в величаво звучащую мировую симфонию. Не перенасыщенное деталями, колористически сочное полотно словно слегка тает к краям и сливается с окружающим пространством.
Картина относится к серии работ, навеянных природой и видами подмосковной Троице-Сергиевой лавры. Художник „раздробляет“ осеннее убранство леса на отдельные яркие фрагменты, уподобляя их по декоративности своеобразному мозаичному панно, где каждый красочный мазок начинает звучать подобно яркому кусочку смальты.

Биография автора

Лентулов А.В.

Лентулов Аристарх Васильевич (1882, с. Воронье Пензенской губ. – 1943, Москва)
Живописец, художник театра.
Родился в с. Воронье (Пензенская губерния). Учился в Пензенском художественном училище у Н. Д. Селиверстова (1898–1900, 1905), в Киевском художественном училище у Н. К. Пимоненко (1900–1905), в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге (1906–1910). В Париже самостоятельно работал в студии А. Ле Фоконье, познакомился с теоретиками кубизма А. Глезом и Ж. Метценже (1911). Тогда же посетил Италию.
Участник многих выставок: «Венок» (1907), «Звено» (1908), «Венок-Стефанос» (1909), «Союз русских художников» (1910), «Мир искусства» (1911, 1912). Член-учредитель объединения «Бубновый валет» (1910–1916), член Ассоциации художников революционной России (1926–1927), организатор и председатель Общества московских художников (1928–1929).
В ранних полотнах, переосмыслив кубизм и фовизм, разрабатывает самобытный тип футуристического панно. Особую известность получили его образы старинной церковной архитектуры («Василий Блаженный», 1913; «Звон (колокольня «Иван Великий»)», 1915). Декоративность полотен усилена кусочками бумаги, ткани и фольги, введенными в живопись. В 1910-е годы плодотворно работал также как сценограф (оформил, в частности, постановку «Прометей» А.Н.Скрябина на сцене Большого театра, 1918). Обращался к сценографии и позднее («Испанский священник» Д.Флетчера во 2-м МХАТе, 1934). С начала 1920-х переходит к произведениям менее масштабным и более натурным, создав серии пейзажей – сергиево-посадские, волжские и крымские.
В 1917–1943 преподавал в художественных учебных заведениях Москвы. С 1919 сотрудничал в Институте художественной культуры.


© Русский музей 2013-2021