|
Куинджи А.И.
Холст, масло
70 х 110
Русский музей
Пост. в 1930 из Общества им. А. И. Куинджи, Ленинград
Это произведение Куинджи как бы подводит итог развитию мотива дороги в пейзаже периода „критического реализма“. Значительную часть живописного полотна занимает небо, затянутое пеленой туч, натуралистически достоверно выписаны следы от телеги и путников на ближнем плане, в дымке теряется низкий горизонт с едва намеченными контурами деревенских построек. Такое сюжетное повествование способствовало передаче настроения печали и тревоги. «Осенняя распутица», повествующая об унылой жизни русской деревни, наполнена той же болью, которая пронизывает лучшие произведения передвижников, посвященные крестьянской теме.
Полотно сразу же заметили и достойно оценили. За него в 1872 году Куинджи присуждается звание классного художника первой степени, а пресса отмечает его, как «самобытную вещь, обнаруживающую большое чутье к явлениям северной природы».
Куинджи Архип Иванович (1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург)
Живописец-пейзажист, педагог.
Действительный член Императорской Академии художеств (с 1893).
Родился в Мариуполе Екатеринославской губернии в семье грека-сапожника. Учился в Общих художественных мастерских у И.К. Айвазовского в Феодосии (1865-1866), в Академии художеств (1868-1872). Работал ретушером в фотоателье. Преподавал в Высшем художественном училище при Академии художеств (1894-1897), профессор (с 1892). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1875), инициатор создания Общества художников (впоследствии Общество им. А.И. Куинджи, 1909-1931), которому передал большие материальные средства. У него учились Н.К. Рерих, А.А. Рылов, К.Ф. Богаевский, Н.П. Крымов, А.А. Борисов, В.И. Зарубин, Ф.Э. Рущиц, В.Е. Пурвит и другие.
Отстранен от преподавания за участие в студенческой сходке.
В 1875 совершил поездку по странам Западной Европы. В 1898 организовал поездку за границу для молодых художников, пожертвовав для этого 100 тысяч рублей.
Для искусства Куинджи характерны поиски новых средств выразительности живописи, прежде всего - новых возможностей передачи света, солнечного и лунного. Пейзажист лирико-романтического направления.