Русский музей
Дополненная реальность

 

Ледорезы на Волге. 1921

Куприн А.В.
Холст, масло
109 x 160

Русский музей

Пост. в 1986 от Т. С. Анисимовой-Куприной, вдовы художника, Москва

Аннотация

С 1908 года под влиянием новой французской живописи, впервые увиденной в частных собраниях московских меценатов, Александр Васильевич Куприн, студент Московского Училища живописи ваяния и зодчества, начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства. В 1909 году он участвует в салоне «Золотого руна», после чего уходит из училища и с головой окунается в эксперименты. С пламенной страстью обращается мастер к поискам открытого чистого цвета, затем его увлекает стремление отыскать в зрительно воспринимаемых формах их внутреннюю структуру. Он становится одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет» и почти четырнадцать лет пишет главным образом натюрморты. Сначала это были кубистические произведения, затем в них постепенно смягчается геометричность форм.
В 1920 году Куприн уезжает в Нижний Новгород, где руководит нижегородскими и сормовскими художественными мастерскими. К этому периоду относится пейзаж «Ледорезы на Волге». Живописное решение построено на тончайших цветовых нюансах, эффектах просвечивания одного слоя краски через другой. Благодаря чему в работе, написанной в масляной технике, художник добивается ощущения акварельной легкости изображения. Представленное изображение демонстрирует все достижения мастера: внимание к эмоциональной выразительности цвета, стремление к строгой конструктивности рисунка, острый интерес к ритмической настроенности композиции, в которой раскрывается закономерность строения предметов и пейзажа.

«Ледорезы на Волге» – один из самых динамичных и экспрессивных пейзажей Куприна с четкими контурами форм и резкими колористическими контрастами. Художник здесь шел от самых реальных впечатлений от защитных волжских сооружений.

Биография автора

Куприн А.В.

Куприн Александр Васильевич (1880, Борисоглебск Воронежской губ. – 1960, Москва)
Живописец; пейзажист, автор натюрмортов.
Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния). Учился в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1902–1904), в Москве в студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1904–1906), в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910) у А. Е. Архипова, К. А. Коровина, Л. О. Пастернака. В 1913–1914 посетил Италию и Францию, где изучал классическое и современное искусство. Став членом «Бубнового валета» (с 1910), разделил общее увлечение Сезанном. В работах его раннего периода доминируют напряженные красочные контрасты, натура воспринимается как бы осязательно-предметно и в то же время достаточно отчужденно. С годами в творчестве мастера верх берет задумчиво-созерцательное начало, композиции развертываются вдаль, краски смягчаются. Среди поздних работ Куприна наиболее известны крымские пейзажи, а также серия индустриальных видов металлургических заводов и нефтяных промыслов.
Был членом объединений «Московские живописцы» (1925) и «Общество московских художников» (1928). Помимо творческой работы, много сил и времени отдавал преподаванию: в Свободных художественных мастерских Нижнего Новгорода и Сормово (1918–1922), в Государственных свободных художественных мастерских—Высшем художественно-техническом институте в Москве (с 1920), в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952).


© Русский музей 2013-2024