Русский музей
Дополненная реальность

 

В зеленых берегах. 1938

Рылов А.А.
Холст, масло
106 x 181

Русский музей

Пост. в 1940 через ГЗК

Аннотация

Ученик Архипа Куинджи, Рылов вошел в историю русской живописи прежде всего как художник-пейзажист, хотя его наследие включает большое количество картин и в других жанрах. Однако его пейзажи, благодаря своей декоративности, подбору красок, отсутствию тональных переходов, интересным ракурсам и символике, стали почти хрестоматийными.
В книге воспоминаний Рылов выразил свое кредо: «Художник должен изображать то, что он больше всего знает и любит, я люблю свою Родину, люблю разнообразную природу моей страны и поэтому я посвятил себя этой специальности – пейзажиста».
Полотно «В зеленых берегах», плотное по цвету, далеко от зыбкой этюдности и эпично по своему настроению. Зеленые великаны стеною встали над тихой лесной рекой. Медленно и, кажется, совсем неслышно течет она по изумрудному царству. Игривые волны притихли; пушистые еловые лапы, отбрасывая лохматые тени, смотрятся в зеркало вод. Они не пускают сюда шаловливый ветерок. Но вот юркий лучик нырнул в темную глубину, позолотив прибрежные кусты, голубинка неба скользнула по тихой воде и заиграла она, ожила, вырвалась из зеленого плена!
В природе все живет, все движется, все меняется – и в картине Рылова живут и играют краски, то загораясь чистым, интенсивным цветом, то переливаясь в тончайших нюансах. Великое множество оттенков видел он в своих любимых зеленом и синем тонах. «Наш русский Григ», – назвал Рылова его друг, художник М. В. Нестеров. Как в музыке Грига чуткое ухо уловит шум горных потоков, хрустальный звон льдинок, гул ветра в ущельях, так и в картинах Рылова глубокий, звучный насыщенный цвет рождает образы русской природы.

Биография автора

Рылов А.А.

Рылов Аркадий Александрович (1870, с. Истобенское Вятской губ. – 1939, Ленинград)
Живописец, педагог. Учился в Центральном училище технического рисования (1888–1891) в Петербурге, в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1894–1897) у А. И. Куинджи. В полном смысле слова Рылова можно считать его учеником и последователем. Навсегда сохранил привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом точно следовал завету учителя как можно больше работать на натуре.
Участник выставок с 1897: «Мира искусства» (1901, 1902, 1906, 1911), «36-ти художников» (1901, 1902), Нового общества художников (1905–1909), Союза русских художников (1908–1917), Ассоциации художников революционной России (1925, 1926), Общества им. А. И. Куинджи (1926–1929).
Мастерство Рылова достигло зрелости к началу 1900-х. В 1904 появился «Зеленый шум». Над картиной художник работал два года, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников поразило молодое, радостное чувство, которым пронизан пейзаж. Это образ вечно торжествующей, вечно меняющейся жизни. Динамично пространственное решение – противопоставление сильно приближенного переднего плана и открывающейся за ним необозримой дали. То же радостное чувство и аналогичное пространственное построение отличает картину «В голубом просторе» (1918), где изображены летящие над волнующимся морем белые лебеди. Этот полный веры в жизненные силы образ считается первым советским пейзажем, а Рылов – основоположником советской пейзажной живописи.
Обладал редким педагогическим даром. До революции вел «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (1902–1917), а после 1917 преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-технических мастерских – Высшем государственном художественно-техническом институте (1918–1929, профессор – 1921).


© Русский музей 2013-2024