|
Саврасов А.К.
Холст, масло
66,5 х 97,5
Русский музей
Пост. в 1962 из Ленинградского городского треста скупочно-комиссионной торговли
Полотно Алексея Кондратьевича Саврасова «Ранняя весна. Половодье» можно считать началом его знаменитой «весенней» серии.
Самый невыигрышный мотив — деревья с изгибистыми голыми сучьями на небольших островках талой воды — превращается под кистью Саврасова в прочувствованный образ начинающей оживать, еще полной холода природы. Восхищение художника родной природой ощущается в экспрессивной живописной манере, в том, каким разнообразием красок отличается небо, бросающее зеленоватые и розоватые отблески на воду, как деликатно переданы тающий в дымке лесок и очертания дальнего берега реки. Будничный мотив художник сумел претворить в картину печально лирическую, наполненную искренним волнением, в обобщенный, глубоко народный образ русской природы. «С Саврасова, – скажет впоследствии его любимый ученик Исаак Левитан, — появились лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, Москва – 1897, Москва)
Живописец-пейзажист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1854).
Родился в Москве в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известного "видописца" К.И. Рабуса (1844-1850), где позже руководил пейзажным классом (1857-1882). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). В 1862 побывал в ряде европейских стран, посетил всемирную художественную выставку в Лондоне. В 1870-е много работал на Волге: в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде и Юрьевце. Дружил с В.Г. Перовым, написал пейзажные фоны в ряде его работ.
Один из основоположников лирического пейзажа в русской реалистической живописи. Много сделал для утверждения национального характера русского пейзажа.