|
Верейский Г.С.
Холст, масло
81 х 77
Русский музей
Пост. в 1980, дар Р. М. Верейской, вдовы художника, Ленинград
Творческие интересы Верейского определились очень рано. Он отказался от живописи в пользу графики, чему немало способствовала долгая служба в Эрмитаже хранителем отдела гравюр, и всегда тяготел к портретному и пейзажному жанрам.
Лирический пейзаж «Под старыми липами» – редкий, но прекрасный пример живописного творчества мастера. Художник создает удивительно гармоничную, уравновешенную, спокойную композицию Особенно поражает строгая графичность произведения, сдержанный колорит и четкие, лаконичные линии, выдающие уникальный дар Верейского-рисовальщика, виртуоза литографии и офорта, предпочитавшего черно-белые, но богатые оттенками тональные гаммы. Пейзаж неуловимо напоминает работы Добужинского, но здесь нет чувства одиночества и тоски, присущего многим его произведениям. Похоже и цветовое решение, построенное на серых, охристых, коричневых тонах и сложное переплетенье ветвей, превращающих могучие деревья в таинственные, волшебные одушевленные существа. Художник создал эффектную композицию, построенную на ярком цветовом контрасте белого и кармина — снега и стволов старых парковых деревьев на фоне синего зимнего неба.
Верейский Георгий Семенович (1886, Проскуров Подольской губернии – 1962, Ленинград)
График, живописец, педагог. Eчился в Харькове в студии Е. Е. Шрейдера (1895–1904), на юридическом факультете Харьковского, а затем Петербургского университетов (окончил в 1912), в Новой художественной мастерской в Петербурге (1913–1916). Входил в объединения «Мир искусства», «Четыре искусства». Во время Первой мировой войны был мобилизован и находился на военной службе (1916–1918). После окончания войны занимался педагогической деятельностью в Центральном училище технического рисования барона А.Л.Штиглица (1918–1919), Высшем институте фотографии и фототехники. Преподавал в ВХУТЕМАС (1921–1923). Хранитель гравюр ГЭ (1918–1930). Действительный член АХ СССР (1949). Народный художник РСФСР (1962). Лауреат Сталинской премии (1946).