Русский музей
Дополненная реальность

 

Ледяные горы в Москве на Неглинной улице во время Масленой недели. 1795

Делабарт Ж.
Холст, масло
75 x 141

Русский музей

Пост. в 1931 из Александровского дворца близ Ленинграда; ранее – Аничков дворец, Санкт-Петербург

Аннотация

Единственный из видов Москвы работы Ж. Делабарта, который изображает город зимой. Катания с ледяных гор, любимое развлечение во время Масленицы, производили большое впечатление на иностранцев. Аналогичный сюжет, увиденный в Петербурге, послужил темой картины английского живописца Дж. Аткинсона («Катание с гор на Неве», 1792, ГРМ). Деревянных обледеневших гор обычно было две, скатами навстречу друг другу. Желающие за небольшую плату могли воспользоваться маленькими санками, и спускались с горы с огромной скоростью.
Справа изображена Кремлевская стена с Угловой и Средней Арсенальной башнями. У стены покрытая льдом река Неглинная (Неглинка), которая позднее, в 1818–1819 была заключена в трубу (впоследствии на этом месте был разбит Александровский парк). Позади Арсенал (или Цейхгауз, 1702–1736), возведенный по приказу Петра I.
Жанровые сценки передают колорит Масленой недели: кулачные бои, постройку снежной крепости, последствия разгульной жизни.

Биография автора

Делабарт Ж.

Делабарт Жерар (Около 1730-?)
Французский живописец, пейзажист. Работал в России с 1787 по 1810. Ученик Жан-Мари Вьена. Сведения о нем незначительны и противоречивы, вследствие чего его нередко путали с другими иностранными пейзажистами, работавшими в России. В 1787-1790 выполнил серию видов Царского Села, заказанную императрицей Екатериной II. Настоящую известность приобрел благодаря серии из 16 видов Москвы (1794-1798), позднее гравированной. Особую популярность изображения Москвы приобрели после Отечественной войны 1812 года: во время военных действий многие здания были разрушены и сожжены, и работы Делабарта остались бесценными свидетельствами об утраченном облике города.


© Русский музей 2013-2024