Русский музей
Дополненная реальность

 

Боскет "Французский партер"


Боскет Боскет Французский партер




Аннотация

Боскет «Французский партер»
Как следует из названия, боскет должен быть каким-то образом связан с Францией. И действительно, в его создании принимали участие два знаменитых мастера из Франции – архитектор Жан-Батист Леблон и резчик Николя Пино.
Леблон был известен в Европе как специалист по садово-парковому искусству. В библиотеке Петра имелись сочинения этого признанного мастера. В 1716 г. по приглашению царя он приезжает в Россию и сразу включается в работу по украшению Летнего сада. Леблону принадлежала идея декоративного оформления основных боскетов.
В начале XVIII века в боскете находился цветочный партер небольшого размера и Дельфиновый каскад. В этом же боскете стояла и оранжерея. Каскад украшался фигурами дельфинов, маскаронами, вазонами, в которых росли «заморские деревья». Поэтому его часто называли Дельфиновым. Материалом для фигур и самого каскада служил позолоченный свинец. Эскизы фигур из дерева делал Николя Пино. Стены и пол бассейна были отделаны белым мрамором. Камер-юнкер Берхгольц, посетивший «царский огород», отзывался о Дельфиновом боскете так: «Это место бесспорно одно из лучших в саду».
Как и все фонтаны, эта затея перестала существовать после наводнения 1777 года. Впоследствии каскад не возобновлялся, так как на смену эпохе регулярных садов пришла мода на естественные пейзажные парки в английском стиле, где уже не было места фонтанам. Каскад был разобран в 1786 году.
В 1855 году во Французском боскете установили памятник баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы скульптора Петра Клодта.
Памятник Ивану Андреевичу Крылову, исполненный скульптором Петром Клодтом на добровольные пожертвования жителей Петербурга, был установлен в Летнем саду 12 мая 1855 года.
Есть определенная историческая закономерность в том, что монумент русскому баснописцу установили в саду, где некогда существовал петровский лабиринт, и находилась статуя легендарного Эзопа, а фонтаны были украшены скульптурами персонажей его басен.
В памятнике Крылову образы басенных героев также соседствуют рядом с образом их создателя. Выполненный по эскизам талантливого художника-графика А.А.Агина орнаментально-декоративный рельеф с изображением животных, как живым ковром, покрывает постамент из темного сердобольского гранита.
Созданный Клодтом памятник горожане полюбили сразу, несмотря на противоречивые отзывы критики. Он оказался непохожим на другие монументы того времени.
«Великая заслуга Клодта, – писал известный критик В.В.Стасов, – состояла в том, что он первый у нас представил своего героя во всей естественности действительной будничной жизни... Его Крылов сидит перед нами на камушке в ежедневном своем сюртуке и панталонах отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он в самом деле под конец жизни был, без всяких прикрас и без малейшей идеализации...».
Памятник И.А.Крылову стал первым в Петербурге памятником русскому писателю.
В разделе аудио можно познакомиться с произведениями о Летнем саде, созданными в рамках проекта Русского музея «Лирика Летнего сада», в исполнении народного артиста России (1996),- Михаила Семеновича Светина.

Аудио

Боскет "Французский партер"


Крылов И.А. Басня "Василек". Исполняет М.С. Светин


История написания басни "Василек" И.А. Крылова. Исполняет М.С. Светин



© Русский музей 2013-2024