|
Дионисий и мастерская,
Доска из двух частей, с ковчегом, две врезные сквозные шпонки, паволока
157 х 59 х 4
Русский музей
Пост.: 1958 из КИХМЗ
Происходит из деисусного чина собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря
Один из наиболее почитаемых отцов церкви наряду со святыми Василием Великим и Иоанном Златоустом, святитель Григорий Назианзин оставил богатейшее богословское наследие, за что и получил свое прозвание "Богослов". Роль святителя Григория как вселенского учителя была особенно акцентирована в росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, где, подобно двум другим святителям, он был изображен в особой композиции "Учительство святителя Григория Богослова". На иконе из деисусного чина собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря святитель Григорий представлен в традиционной позе и облачениях, характерных для служащего епископа. На нем белый подризник с "источниками" (символ учительства), крестчатая фелонь (верхнее богослужебное облачение) и омофор (длинная широкая лента с изображениями крестов, перекинутая через плечо и символизирующая овцу, заблудшую и принесенную добрым пастырем на плечах в дом). В правой руке — обязательный атрибут священнослужителя — Евангелие. При поновлении иконы имя святителя было утрачено. В поздней надписи он был ошибочно назван святым Григорием "Двоесловом".
Раскрыта в ГРМ в 1959 Н. В. Перцевым и И. В. Ярыгиной.
Дионисий (ок. 1440 – до 1508)
Иконописец, мастер фресковой росписи.
Работал в московском Успенском соборе (1481), расписывал храмы в Чигасовом монастыре в Москве, Пафнутьево-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях (для последнего написал около 90 икон).
Принадлежал к званию "детей боярских", то есть находился на государевой службе. Главное сохранившееся произведение мастера – стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где он работал в 1500–1502 "со своими чада" – сыновьями Владимиром и Феодосием. Искусство Дионисия развивало рублевские традиции, внося в них особый вклад.
С именем Дионисия связан расцвет живописи конца XV – начала XVI веков. Благодаря ему московская школа заняла главенствующее положение в русской живописи.