|
Дионисий и мастерская,
Дерево, паволока, левкас, темпера
157,5 х 58 х 4
Русский музей
Пост. в 1958 из Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Происходит из иконостаса церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
В деисусном чине Рождественского собора составлял пару образу св. Василия Великого (ныне — в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике). Святитель изображен в рост, в трехчетвертном повороте влево, в белом подризнике с «источниками», саккосе и омофоре с красными крестами. В руках — закрытое Евангелие с красным обрезом. Св. Иоанн Златоуст (IV — начало V века) — известный церковный писатель, автор текста Божественной литургии — относится к числу святых, наиболее часто изображаемых среди святителей в деисусных чинах иконостасов. Наряду с Василием Великим, Григорием Богословом и Николаем Чудотворцем его образ с XI века был включен в алтарную композицию «Служба святых отцов», оказавшую влияние на состав деисусного чина древнерусского высокого иконостаса.
Дионисий (ок. 1440 – до 1508)
Иконописец, мастер фресковой росписи.
Работал в московском Успенском соборе (1481), расписывал храмы в Чигасовом монастыре в Москве, Пафнутьево-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях (для последнего написал около 90 икон).
Принадлежал к званию "детей боярских", то есть находился на государевой службе. Главное сохранившееся произведение мастера – стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где он работал в 1500–1502 "со своими чада" – сыновьями Владимиром и Феодосием. Искусство Дионисия развивало рублевские традиции, внося в них особый вклад.
С именем Дионисия связан расцвет живописи конца XV – начала XVI веков. Благодаря ему московская школа заняла главенствующее положение в русской живописи.