|
Дионисий и мастерская,
Дерево, паволока, левкас, темпера
157 x 66 х 3,5
Русский музей
Пост. в 1958 из Кирилловского музея
Происходит из иконостаса церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Находившийся в начале XVI века в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря иконостас включал местный, праздничный и пророческий ряды. За исключением небольшого количества икон, происходивших из первоначального иконостаса, созданного к моменту окончания строительства храма (1490), большая часть икон была написана Дионисием с учениками. Деисусный чин состоял из 17 икон. (В настоящее время центральный образ Спаса на престоле утрачен). В собрании Русского музея хранятся пять икон из деисусного чина Рождественского собора, четыре из которых традиционно считаются работами Дионисия и мастерской. Изображение архангела Гавриила традиционно для состава деисусного чина иконостаса. Архангел представлен в рост, в трехчетвертном повороте влево со сферой в правой руке и мерилом в левой; облачен в синий далматик и зеленый гиматий, перекинутый через правое плечо. Икона составляет пару образу архангела Михаила (ныне — в Государственной Третьяковской галерее).
Дионисий (ок. 1440 – до 1508)
Иконописец, мастер фресковой росписи.
Работал в московском Успенском соборе (1481), расписывал храмы в Чигасовом монастыре в Москве, Пафнутьево-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях (для последнего написал около 90 икон).
Принадлежал к званию "детей боярских", то есть находился на государевой службе. Главное сохранившееся произведение мастера – стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где он работал в 1500–1502 "со своими чада" – сыновьями Владимиром и Феодосием. Искусство Дионисия развивало рублевские традиции, внося в них особый вклад.
С именем Дионисия связан расцвет живописи конца XV – начала XVI веков. Благодаря ему московская школа заняла главенствующее положение в русской живописи.