Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет мексиканского художника Роберто Монтенегро (род. 1885 или 1887). 1915

Яковлев А.Е.
Темпера, холст
221 х 112

Русский музей

Пост. в 1918 от Б. Г. Яковлевой, жены художника, Петроград

Аннотация

Роберто Монтенегро-и-Нерво (1886–1968) — мексиканский художник, в будущем директор Мексиканского музея народного искусства и искусствовед. Уроженец города Гвадалахары начал свое художественное образование в раннем возрасте в своем родном городе. Позже он поступил в Академию Сан-Карлос в Мехико. В 1905 Министерство образования предоставило молодому художнику возможность стажироваться в Европе, где он оставался до 1920, первоначально в Париже, позже – в Мадриде, что позволило ему завязать тесные дружеские отношения со многими крупными художниками и литераторами. Вероятно, в этот период мексиканский художник познакомился с А.Е.Яковлевым, который вместе со своим другом В. И. Шухаевым, после изучения старой живописи в Италии в 1913–1915 годы, побывали в Испании и на острове Майорка.
По возвращению в Мексику из Европы у Монтенегро проявился большой интерес к народному искусству, он издал книгу "Мексиканская живопись" (1800–1860), участвовал в создании фресок в таких важных сооружениях как Колледж святых Петра и Павла, Министерство образования и других.
Картина впервые была показана на выставке "Мир искусства" в Петрограде в конце 1915 года.

Биография автора

Яковлев А.Е.

Яковлев Александр Евгеньевич (1887, Санкт-Петербург – 1938, Париж)
Живописец, график, художник театра, педагог.
Родился в Санкт-Петербурге. Учился в Высшем художественном училище при Академии художеств (1905–1913) у Д. Н. Кардовского, уделявшего особое внимание обучению рисунку. Во время обучения увлекся графикой и начал сотрудничать в художественных журналах тех лет, в том числе в «Аполлоне». Много рисовал для «Сатирикона», а впоследствии – для «Нового Сатирикона» и «Нивы».
Уже в ранних работах обозначилось его тяготение к «неоклассицизму». 1913–1915 провел вместе со своим другом В. И. Шухаевым в Италии, где изучал старую живопись. Затем побывал в Испании, на острове Майорка. Наряду с огромным количеством натурных этюдов выполнил в Италии свой портрет в образе Арлекина, который стал частью двойного автопортрета Шухаева и Яковлева. Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения заметны и в других произведениях художника, например в картине «Скрипач» (1915).
Во второй половине 1910-х занимался портретной живописью и рисунком, достиг больших успехов в технике сангины. К числу наиболее значительных произведений этого времени относятся «Портрет Казарозы (жены художника)» (1916) и «Автопортрет» (1917), графические портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова. Совместно с Шухаевым расписал плафон в особняке Фирсановых в Москве; вместе с Б. Д. Григорьевым и С. Ю. Судейкиным оформил артистическое кабаре «Привал комедиантов» в Петрограде.
Преподавал на архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой и в Новой художественной мастерской (1916–1917) в Петрограде. В 1917 наряду с Кардовским, Шухаевым и Радловым был инициатором создания «Цеха живописцев святого Луки». Летом 1917 как пенсионер Академии художеств отправился в Монголию, Китай и Японию. Путешествие заняло два года и привело к появлению серии работ о Китае.
С 1920 жил в Париже. В 1924–1925 принимал участие в экспедиции Компании Ситроен в Северную и Центральную Африку. Привезенные из поездки картины и рисунки принесли Яковлеву шумный успех. В 1931–1932 вновь отправился с экспедицией в страны Востока – посетил Сирию, Иран, Афганистан, Монголию и Китай. Итогом поездки стала серия художественных работ, в основном этнографического характера, но отмеченных виртуозной техникой рисунка. С 1934 по 1938 жил в США, преподавал в Школе изящных искусств (1934–1937) в Бостоне.


© Русский музей 2013-2024