Русский музей
Дополненная реальность

 

Берег. 1908

Петров-Водкин К.С.
Холст, масло, графитный карандаш
128 х 159

Русский музей

Аннотация

Создатель оригинальной философско-живописной системы, Кузьма Петров-Водкин еще будучи студентом Московского училища живописи увлекся символистскими поисками, под влиянием Мориса Метерлинка писал символистскую прозу и пьесы. В 1905‑1908 в Париже он пережил увлечение живописью Пьера Пюви де Шаванна. Фердинанда Ходлера, изучал искусство Проторенессанса.

Полотно "Берег" появилось в те дни. Полная гармонии и покоя сцена в прибрежном пространстве с множеством женских фигур ‑ нагих и в античных драпировках, не связанных сюжетом, но ритмически объединенных друг с другом и с природными формами, магическое, завораживающее мерцание камней у их ног вызывают ощущение таинственного, грустно-просветленного ритуала, священнодействия. Оно создается строгим построением композиции, пластичным рисунком, монументальным обобщением формы. Торжественность и вневременность изображенного в картине, похожей на грезу-видение, воспринимается как тихий, романтический бунт автора против окружающей мещанской обыденности.

Биография автора

Петров-Водкин К.С.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград)
Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).
С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918).
В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928).
На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).


© Русский музей 2013-2024