|
Дерево, темпера
149 x 113,5 x 3,2
Русский музей
Пост. в 1933 году через Антиквариат
Новгород
Богословская мысль рассматривала трапезу трех ангелов и гостеприимство Авраама как прообраз евангельской Тайной вечери и установления на ней таинства Евхаристии. Эпизод истолковывался как доказательство триединства Бога. Ангелы на иконе расположены в порядке Символа веры слева направо: "Верую в Бога Отца, Сына и Духа Святаго": об этом свидетельствует крестчатый нимб среднего из Них. Реалии библейского повествования, изображенные на фоне иконы, в то же время являются емкими христианскими символами. Осеняющие Бога Отца палаты — символ Его Премудрости и Божественного домостроительства, дуб над головой Христа — Древо жизни, символ Его воскресения, гора над Святым Духом — символ "восхищения духа". Круговая композиция, которой подчинено все изображение, более всего соответствует богословско-философской сущности Троицы, Ее безначальности и бесконечности, в то же время она напоминает о круговом вращении литургического времени. Ей же вторит колористическая гармония иконы, образующая круг цветового спектра. Художественные приемы мастера выдают его принадлежность новгородской живописной традиции.