Русский музей
Дополненная реальность

 

Николай I в санях. 1853

Сверчков Н.Е.
Холст, масло
73 х 92

Русский музей

Пост. в 1897 из Зимнего дворца, Петербург

Аннотация

Николай Егорович Сверчков стал известным благодаря картинам, изображающим породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, тройки и жанровые сюжеты с участием лошадей. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Проявил себя художник и в портретном жанре. В 1850-е – 1860-е годы Сверчков не раз писал портреты императоров (Николая I, Александра II) в санях, практически не меняя композицию картины, а варьируя только пейзажный фон, костюмы и масть лошадей. В более поздний период создавал картины на сюжеты царской охоты и батальные композиции.
Заказчиком была выбрана форма портрета, которая, наряду с конным портретом, в середине ХIХ века на какое-то время приобрела популярность и существовала как "каноническая". Она сочетает элементы анималистического, бытового и портретного жанров, своеобразную парадность и интимность. В полотне точно отмечены горделивая замкнутость и холодность монарха, невозмутимость возницы, резвый бег породистого скакуна по заснеженной набережной.

Николай I (1796–1855) — третий сын императора Павла I и императ¬рицы Марии Федоровны, урожденной принцессы Вюртембергской. Вступил на престол в 1825 году. Правление Николая I характеризовалось централизацией государственной власти и регламентацией всех сфер деятельности. В 1826 году было создано Третье отделение Собственной Е. И. В. канцелярии, призванное следить за политической благонадежностью подданных, а в 1827 — опубликован цензурный устав, названный современниками «чугунным». В основе внутренней политики лежал принцип «самодержавие, православие, народность». Незыблемость самодержавия лежала и в основе внешней политики. Принятая императором роль покровителя христианских народов, находящихся под властью мусульман, определяла восточное направление внешней политики. Русско-турецкая война (1828–1829) способствовала обретению независимости Греции (1830). Последние годы царствования Николая I были омрачены военными неудачами в Крымской войне (1853–1856). Личность и деятельность императора вызывала противоречивые оценки современников — от восторженного почитания («рыцарь самодержавия») до категорического неприятия («жандарм Европы»).
Император изображен на набережной Невы в мундире лейб-гвардии Преображенского полка с орденами Св. Андрея Первозванного (лента и звезда), Св. Владимира (лента под мундиром и звезда) и Меча в петлице (шведский).

Биография автора

Сверчков Н.Е.

Сверчков Николай Егорович (1817, Санкт-Петербург — 1898, Царское Село)

Живописец, рисовальщик, литограф, скульптор; анималист, жанрист, портретист, автор композиций на исторические сюжеты. Родился в семье придворного конюха. Ещё в детстве с любовью рисовал животных, особенно лошадей. Учился в Воспитательной школе при Академии художеств (1827), затем Петропавловском училище общего типа. Служил в хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел. Специального художественного образования не получил. Живописью стал заниматься самостоятельно. В 1839 по результатам выставки в Академии художеств присуждено звание свободного художника портретной живописи. В 1842 уходит в отставку в чине коллежского секретаря. Участник выставок Академии художеств с 1844. В 1840-х начал работать художником Хреновского и Чесменского государственных конных заводов России. Многие работы этого периода были объединены в цикл иллюстраций для "Альбома коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов в России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым". В 1852 году получил звание академика "по живописи народных сцен" за картину "Помещичья тройка". В 1855 получил звание профессора за картину "Дорожные". В конце 1850-х — начале 1860-х жил в Париже, Лондоне, Брюсселе. Жюри Всемирной парижской выставки 1863 присужден орден Почетного легиона за картины "Возвращение с медвежьей охоты", "Почтовая станция", "Ярмарка в Воронеже". Член кружка "Собрание понедельничных вечеров" (с 1881).


© Русский музей 2013-2024