|
Виноградов С.А.
Холст, масло
66 x 98
Русский музей
Пост.: 1923 из МАХ
На рубеже ХIХ–ХХ веков, в период бурного развития промышленности в России, часть художественной интеллигенции связывала представление об утрате исконно русских традиций с уходящим бытом помещичьих имений. Сюжеты "вишневых садов" становятся излюбленными в творчестве многих русских художников, среди которых и С.А. Виноградов. Живописец формировался под непосредственным обаянием К.А.Коровина, одновременно развивая левитановскую линию "пейзажа-настроения", выступая певцом мажорной по настроению природы. Пейзаж "Летом" – вершина достижений художника. Сюжет его лишен действия: две дамы с шитьем и книгами расположились в тени деревьев. Органично существуя в пейзаже, они одухотворяют его, внося теплоту, покой, умиротворение. Своеобразно построенная композиция холста словно отгораживает изображение от внешней среды и погружает зрителя в атмосферу спокойного интимного мира, где жизнь людей и природы сливаются воедино, и художник с удовольствием сосуществует в нем. Интенсивно окрашенная стена дома выполняет роль ведущего цветового аккорда. Она доминирует в холсте, подчиняя себе все колористическое решение композиции. Художник мастерски передал световоздушную среду в пейзаже, окутывая всех живущих в нем прозрачным теплым воздухом. Он, как и другие представители "Союза русских художников", последовательно изучал основные законы пленэрной живописи, используя отдельные элементы импрессионизма. Именно в этой работе художник ближе всего подошел к решению чисто импрессионистических задач. С этой картиной к художнику пришел настоящий успех и признание: он был удостоен Второй золотой медали на Международной выставке в Мюнхене (1909), у него появилось много поклонников. Примерно за десятилетие художник создал большое число своего рода портретов "дворянских гнезд", которые отображали особый аромат времени и ностальгию по уходящей эпохе.
Виноградов Сергей Арсеньевич (1869, посад Большие Соли, Костромская губ. – 1938, Рига)
Живописец, рисовальщик. Учился в МУЖВЗ (1880– 1889) у В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова и В. Д. Поленова, в ИАХ (1889). Академик живописи (с 1912), действительный член ИАХ (1916). Член ТПХВ (с 1899), член-учредитель СРХ (1903). Участник выставок с 1884: Периодических МОЛХ (1889–1901, 1908–1910), ТПХВ (1892– 1899, 1901), МТХ (1894, 1895, 1898), "Мир искусства“ (1901–1903, 1906), "36-ти художников“ (1901, 1902), СРХ (1903–1923); Международных в Дюссельдорфе (1904), Мюнхене (1909 – золотая медаль, 1913), Венеции (1910), Риме (1911); русского искусства в Париже (1906, 1910), Берлине (1906), Праге (1914) и других. Преподавал в Строгановском училище (1898–1913).
Видный московский импрессионист, чья живопись характерно отразила особенности эволюции и самобытность русской школы в этом течении. Спутник Архипова в 1890-х, он мощно выступил со своими многочисленными бессюжетными жанрами с крестьянскими фигурами на солнце. В 1900-х вместе с Жуковским он открыл усадебные мотивы, а в 1910-х дал интересную, звучную по краскам и гармоничную интерпретацию темы Крыма.