|
Кипренский О.А.
Холст, масло
53 х 46 (овал)
Русский музей
Пост. в 1918 из собр. Е. М. Терещенко; ранее – в собр. Н. И. Перовского, Л. И. Перовского, И. Л. Перовского, В. Л. Перовского, И. И. Терещенко и Е. М. Терещенко
Первоначально портрет принадлежал изображенному на нем лицу – Н. И. Перовскому, в дальнейшем – его наследникам и считался работой Кипренского. Позднее портрет был продан в собрание Терещенко, из которого в 1918 поступил в Русский музей как портрет Николая Ивановича Перовского. В 1936 в период подготовки выставки произведений Кипренского персонаж был переименован в Алексея Алексеевича Перовского; в 1958 портрету было возвращено первоначальное определение.
В Кат. 1980 – Кипренский О. А. Портрет Н. И. Перовского. Между 1824 и 1828.
В результате стилистического и технологических исследований, проведенных в ГРМ в начале 1980-х, портрет был исключен из числа работ Кипренского, определен как произведение неизвестного художника первой половины XIX века и (на основании прически, костюма и возраста изображенного) датирован 1830-ми (Кат. Кипренского 1988. № 92).
Перовский Николай Иванович (1785–1858) – внебрачный сын графа А. К. Разумовского. В 1799 служил в Коллегии иностранных дел при Константинопольской миссии; в 1801–1803 – в Вене и Дрездене. В 1805 был в составе посольства графа Ю. А. Головкина, направленного в Китай, но далее Урги не проследовавшего. В 1817–1823 – таврический вице-губернатор и губернатор; с 1820 – одновременно градоначальник Феодосии. В 1824 вышел в отставку, жил в своем имении Кильбурун близ Симферополя.
Кипренский Орест Адамович (1782, Мыза Нежинская Оренбургского уезда Санкт-Петербургской губ. – 1836, Рим)
Живописец-портретист, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1812). Профессор (с 1831).
Родился в усадьбе Нежинская Петербургской губернии. Сын дворового человека Адама Швальбе (по другой версии отцом художника был помещик А.С.Дьяконов) и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. С 1788 учился в Академии художеств у Г.И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуайена (1788–1803). Работал как портретист в Москве, Твери и Петербурге, преподавал. В 1816–1823 совершенствовался в Италии и Франции. С 1828 до конца жизни жил и работал в различных городах Италии: в Риме, Неаполе, Флоренции, Милане.
Крупнейший мастер романтического портрета, автор целой галереи графических и живописных портретов современников.