|
Алексеев Ф.Я.
Холст, масло
197 х 178,5
Русский музей
Пост.: 1897 из МАХ
Федор Алексеев большую часть творчества посвятил России. Он избрал специальный род видовой живописи – архитектурный пейзаж, или изображения городов. Результатом его путешествия по югу страны явились виды городов Николаева, Бахчисарая и других. "Вид Бахчисарая" передает конкретные черты местности – характерные постройки, пирамидальные тополя, скалистые горы Крыма. Живость и теплоту алексеевским видам городов придают многочисленные бытовые сценки.
Бахчисарай – столица Крымского ханства, присоединенного к России в 1783. На картине Алексеева изображен внутренний вид ханского дворца, на втором плане – его верхние этажи. Слева – стена гарема, над которой высится "Соколиная башня", справа – мечеть Хан-Джами с двумя минаретами.
Алексеев Федор Яковлевич (1753 (4?), Санкт-Петербург – 1824, Санкт-Петербург)
Живописец. Один из основоположников русского городского пейзажа. Родился в Санкт-Петербурге в семье сторожа Академии наук. Учился в гарнизонной школе. По прошению отца поступил в Императорскую Академию художеств (1766). Во время учебы в Академии в 1767 году был в числе учеников класса орнаментальной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, а затем занимался живописью у Г. Фандерминта и А. Перезинотти по классу плодов и цветов, затем – по пейзажному классу. Пенсионер Академии художеств в Венеции (1773–1777), где учился у перспективистов Д. Моретти, позднее П. Гаспари. Там же совершенствовался как театральный художник и пейзажист. В 1790-х гг. выступил с пейзажами Петербурга, за которые получил звание академика (1794). В это же время Екатерина II заказала Алексееву копии картин А. Каналетто, Б. Белотто. В 1795 году был командирован на юг России и в Крым для зарисовки мест, которые в 1787 году посетила Екатерина II. Среди работ этого периода – «Вид города Николаева», (1797–1800, Русский музей). С 1799 живописец при Дирекции Императорских театров. В 1800 по указанию Сената был отправлен в Москву для написания городских видов. Советник Императорской Академии художеств (с 1802). Преподавал в классе перспективной живописи Академии художеств (с 1803 до конца жизни). В 1800–1810-х гг. создал новую серию петербургских пейзажей, среди которых – «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, Русский музей).