|
Боголюбов А.П.
Холст, масло
121 х 195
Русский музей
Пост. в 1930 из ГАИМК (собр. Мраморного дворца)
Русские императоры Николай I и Александр II высоко ценили талант А.П.Боголюбова, моряка и живописца. Более того, снискав большие успехи в искусстве, он получает отставку в самый разгар Крымской войны. Царь Николай I заказывает Боголюбову серию из семи картин на темы славных побед русского флота на Черном море. Позже Александр II щедро расплатился за крымские баталии и заказал новую серию полотен на темы петровских морских побед на Балтике и Каспии, а также поручил Боголюбову создать живописную историю флота Петра Великого. И с этой задачей художник справился достойно, а газеты и журналы наперебой прославляли художника. Даже спустя двадцать лет И.Н.Крамской, непререкаемый тогда авторитет, вспоминал, что работы Боголюбова отличаются «...огромной, хорошо усвоенной им европейской техникой и некоторым сочинительством пейзажа..., что было положительно прекрасно, особенно для нас,... мало знакомых с современными европейскими мастерами». Современники отмечали, что в картинах художника царила эстетика романтизма, правда, в чисто боголюбовском варианте, основанном на наблюдении и изучении натуры.
Петровский цикл, в который вошло и данное произведение, создавался около двадцати лет. Постепенно в "боголюбовский" романтизм 1860-х проникает более трезвый и правдивый историзм, что позволило художнику стать признанным морским баталистом, непревзойденным историографом русского флота. На его картинах специалисты изучали и изучают морскую историю. Наряду с решением задач чисто практических А.П.Бо¬голюбов решает и художественные задачи: осмысление гармонии бытия, соединение праздничности и будничности, величия и суетности. Примером их решения является представленное произведение. 30 мая 1872 в Рос¬сии торжественно отмечалось 200-летие со дня рождения Петра I. А.П.Бо¬голюбову и его другу К.Ф.Гуну понравился праздник в Петербур¬ге, гуляние на Сенатской площа¬ди у Медного всадника, ка¬тание по Неве на катерах. Эти впечатления легли в основу работы над картиной. К.Ф.Гун писал людей, а К.Ф.Боголюбов — все осталь-ное. Оба художника изображены ри¬сующими на фоне памятника Петру I.
В ГРМ, наряду с картиной, хранится и одноименный эскиз к ней.
БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович (1824, с. Померанье Новгородской губ. – 1896, Париж)
Живописец; пейзажист, маринист, автор картин на сюжеты из истории русского флота. Воспитанник Морского кадетского корпуса и морской офицер в 1850 году поступил в Академию художеств, которую окончил в 1853 году с большой золотой медалью. Во время пенсионерской поездки в Европу совершенствовал свое мастерство во Франции и Германии. В 1860 году возвратился в Петербург, где за выполненные картины ему присвоено звание профессора. Совершил путешествия по Швейцарии и Италии (1854-1855), Турции (1856), Франции, Германии и Голландии (1858-1859), Италии (1862-1863), России (Волга, Баку, Крым, Подмосковье, Крым, Украина, 1861-1870).
Создал Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников во Франции. Среди опекаемых им российских пенсионеров были И. Репин, В. Поленов, К. Савицкий, В. Верещагин и др. Постоянный член правления Товарищества передвижных художественных выставок. Основатель первого в России провинциального художественного музея в Саратове - ныне Государственного художественного музея имени А.Н. Радищева (Радищев был дедом Боголюбова по материнской линии). Завещал свое состояние музею и открывшейся при нем рисовальной школе.