Русский музей
Дополненная реальность

 

Поцелуй Земле. 1912

Рерих Н.К.
Картон, темпера
56х80,5

Русский музей

Пост. в 1919 из собрания М.В.Слепцовой

Аннотация

Эскиз декорации I действия для постановки балета И. Стравинского „Весна священная“ в программе Русского балетного сезона С. Дягилева в Париже. 1913

Рерих выступил как соавтор Стравинского по либретто для балета “Весна священная”. В мыслях о синтезе искусств, идея которого так волновала всех мирискусников, в ходе сочинения музыки он разрабатывал „партитуру“ балетного действия, используя свои колоссальные знания быта, обрядов, танцев, костюмов древних славян. Несмотря на то что критики высоко оценили декорации, художник пережил много печальных минут, так как новаторская хореография В. Нижинского не была понята публикой. Зрительный зал театра ревел и свистел, заглушая оркестр. Поцелуй земле символическое выражение ранней истории славянских племен.

Биография автора

Рерих Н.К.

Рерих Николай Константинович (1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, долина Кулу, Индия)
Живописец, художник театра, автор мозаик, археолог, философ, историк культуры, общественный деятель.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909).
Член Югославской Академии наук и искусств в Загребе, пожизненный член Общества восточного искусства в Калькутте.
Родился в Петербурге. В 1898 окончил Петербургский университет, одновременно учился в Высшем художественном училище при Академии художеств у А.И. Куинджи (1893-1897), в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901). В 1903-1904 совершил длительное путешествие по древним русским городам. Член обществ "Союз русских художников" и "Мир искусства" (1910-1915). Директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств (1906-1916). Работал в театрах Петербурга, Москвы, Чикаго, выполнял заказы для антрепризы С.П. Дягилева (с 1907).
С 1918 жил за рубежом, преимущественно в США и Индии. В 1919 посетил Лондон, где встречался с Р. Тагором. В 1920-1922 вел художественно-просветительскую работу в США. В 1925 предпринял беспримерную экспедицию по маршруту Индия - Гималаи - Тибет - Китай - Алтай - Монголия - Индия. Из этой поездки он привез около 500 картин и этюдов. В 1926-1927 приезжал в СССР, где преподнес в дар правительству многие свои произведения. В 1920-е вместе с женой, Е.И. Рерих, работал над текстами главного своего труда - "Учение Живой этики". Инициатор Международного пакта об охране культурных ценностей человечества ("Пакт Рериха"). В 1942-1944 - почетный президент Американо-русской культурной ассоциации.
Крупнейший представитель русского символизма. В его работах нашли отражение идеи "всеединства", множественности миров.


© Русский музей 2013-2024