|
Малевич К.С.
Фанера, масло
72 x 51,5
Русский музей
Пост. в 1936 от наследников, Ленинград
Произведения, созданные Малевичем после 1928 года, стилистически разнородны. Часть из них соотносится с работами начала 1910-х годов. К таковым тематически относится и картина «Ванька», корреспондирующаяся с другим известным произведением этого времени — «На жатву (Марфа и Ванька)». Разрабатывая новые способы кодировки реальности, художник в конце 1920-х годов вновь обращается к варианту лубочной выразительности. Образы позднего Малевича, рожденные воспоминаниями о первом «крестьянском цикле», воплотились в красочности цветовых сочетаний, в строгих, тяжеловесных ритмах геометризованных объемов.
Малевич Казимир Северинович (1878, Киев, Украина – 1935, Ленинград)
Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог. Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927). В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма.