Русский музей
Дополненная реальность

 

Две головы. 1925

Филонов П.Н.
Бумага, масло
58 х 54

Русский музей

Пост. в 1977, дар Е. Н. Глебовой, сестры художника, Ленинград

Аннотация

Композиции под названием «Головы» в большом количестве можно обнаружить среди рисунков и живописных произведений Филонова, особенно часто — в середине 1920-х. Голова человека, его лицо служили Филонову едва ли не самым благодатным материалом для его «размышлений» кистью. В представлении художника голова человека — это некая модель мироздания. Внутренним взором срывая с лица кожные покровы, художник в своем воображении рисует всевозможные связи «малого мироздания» с окружающим миром. В обнаженной структуре человеческого лица пластически анализируются различные типажи, как это очевидно в композиции «Две головы».

Биография автора

Филонов П.Н.

Филонов Павел Николаевич (1882/3, Москва – 1941, Ленинград)
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н.Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.


© Русский музей 2013-2024