Русский музей
Дополненная реальность

 

(автор), Шульман Софья (мастер-исполнитель). Проект убранства площади Урицкого (ныне – Дворцовой) в Петрограде к 1-й годовщины Октябрьской революции. Февраль 1924 – январь 1925

Альтман Н.И.
Фанера, масло
60,5 x 84,1 х 1

Русский музей

Пост. в 1925 после Международной выставки декоративного искусства и современной художественной промышленности, Париж

Аннотация

Оформляя Дворцовую площадь, художник поставил перед собой задачу изменить ее облик. Он писал, что красоте императорской России он противопоставляет красоту победившего в революции народа. По принципу контраста угловатые и беспокойные, ярко окрашенные плоскости зданий художник закрывает конструкциями красного цвета, служившими фоном всех праздничных украшений Петрограда.

Биография автора

Альтман Н.И.

Альтман Натан Исаевич (1899, Винница Подольской губ. – 1970, Ленинград)
Живописец, график, скульптор, художник театра и кино.
Родился в Виннице. Учился живописи и скульптуре в Одесском художественном училище (1903–1907). В 1910–1912 работал в «Свободной русской Академии» (академия М. И. Васильевой) в Париже. В конце 1912 приехал в Петербург, где, своеобразно применяя в натюрмортах и портретах приемы недавно зародившегося во Франции кубизма, за короткое время стал одним из наиболее заметных живописцев. Столь же успешными были его опыты в скульптуре, графике (цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов, 1914) и сценографии – пьеса «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в петроградском литературно-артистическом клубе-кафе «Привал комедиантов» (1916). В 1915–1916 преподавал в Петрограде в студии М. Д. Бернштейна, в 1918–1920 – в Петроградских свободных художественных мастерских, в 1918–1921 работал в отделе изобразительных искусств Наркомпроса, в 1923 – в Институте художественной культуры.
Принимал участие в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции (1918), в осуществлении плана монументальной пропаганды. Использовал приемы супрематизма в цикле беспредметных картин (1919–1920). В последующие годы сосредоточил свои усилия на графике – станковой (серия портретов современных писателей, 1926–1927) и книжной. Особенно плодотворной была его деятельность в театре – спектакль Е. Б. Вахтангова по пьесе С. Анского «Гадибук» (театр-студия «Габима», 1921), сотрудничество с Государственным еврейским театром («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1922; «Женитьба Труадека» Ж. Ромена, 1927).
В 1928–1935 жил в Париже, где написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма. С 1936 работал в Ленинграде. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами – «Король Лир» (ГБДТ, 1941), «Отелло» (1944), «Гамлет» (Театр драмы им. А С. Пушкина, 1954), эскизы костюмов к кинофильму «Дон-Кихот» (1955), иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др. Работал в промышленной и книжной графике, сделал ряд росписей по фарфору. Публиковал статьи по вопросам искусства.


© Русский музей 2013-2024