Русский музей
Дополненная реальность

 

Композиция с белой каймой. 1913

Кандинский В.В.
Картон, масло
70 х 106

Русский музей

Пост. в 1929 из ГТГ, Москва

Аннотация

Эскиз «Картины с белой каймой» (1913, музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, США).
«Композиция с белой каймой» характеризует ранний период творчества Василия Кандинского. Созданная мастером к этому времени оригинальная живописная система, названная абстракцией, нашла в ней свое зрелое претворение. Этой картине, как и всей «абсолютной живописи» Кандинского 1910-х, свойственны космичность, интерес к мистической тайне рождения и гибели миров. Автор использовал здесь любимый мотив «взрыва» форм. Усиленный звучными цветовыми контрастами, дугами, острыми и зубчатыми формами, он сообщает образу заряд бурной энергии. Как звуки музыки, пластика, освобожденная от оков предметности, пронизанная динамикой форм, напряженный колорит передают духовные импульсы — настроения, идеи, откровения автора. Создание произведений для художника было актом фиксации его прозрений. В этом произведении отразилось предчувствие Кандинским грядущих мировых катастроф.

Биография автора

Кандинский В.В.

Кандинский Василий Васильевич (1866, Москва – 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция)
Живописец, график, педагог и теоретик искусства.
Родился в Москве. Детские годы провел в разъездах с родителями по России и Западной Европе. Окончил юридический факультет Московского университета (1893). Учился живописи в Мюнхене в школе А. Ашбе (1896—1898) и в Королевской Академии у Ф. Штука (1900—1901). Путешествовал по Италии, Франции, Голландии, Швейцарии, часто приезжал в Россию. Постоянно жил в деревне Мурнау (Бавария). Организовал в Мюнхене объединение «Фаланга» (1901), затем возглавил Новое художественное общество Мюнхена (1909) и объединение "Синий всадник" (1911, названо по его одноименной картине). С 1912 — член объединения «Бубновый валет» и группы «Ослиный хвост». Дал первое теоретическое обоснование абстракционизма (в книге «О духовном в искусстве», 1912). В начале Первой мировой войны вернулся в Москву; после революции активно включился в музейную и преподавательскую работу. В 1918 вошел в художественную коллегию московского отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919 — ученый секретарь Музея живописной культуры. В 1918—1921 — профессор Государственных свободных художественных мастерских. В 1920 участвовал в работе Совета Мастеров художников-живописцев, на базе которого возник Институт художественной культуры (Инхук), но вскоре из-за разногласий с коллегами покинул его. В 1921 — вице-президент Российской Академии художественных наук (РАХМ). В 1921 направлен Наркомпросом в Баухауз, где преподавал в Веймаре (до 1925) и в Дессау (1925—1933). После установления фашизма в Германии и ликвидации Баухауза переехал во Францию и поселился близ Парижа. Крупнейший представитель авангарда. Основоположник абстрактного экспрессионизма (первые беспредметные композиции создал в 1910). Автор ряда литературных произведений (книга стихов «Звуки» и др.).


© Русский музей 2013-2024