|
Билибин И.Я.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш
И.: 24,7 х 41,2; л.: 26 х 43 (очерчен)
Русский музей
Пост. в 1957 от А. В. Щекатихиной-Потоцкой, Ленинград
Эскиз декорации IV действия оперы М. И. Глинки „Руслан и Людмила".
Если в Мариинском и Большом театрах опера „Руслан и Людмила" шла в декорациях К. А. Коровина и А. Я. Головина, то на новой обширной сцене Народного дома (ныне здание Мюзик-холла, Санкт-Петербург) постановка имела успех, благодаря работе Ивана Билибина. Неизбежное сравнение билибинской трактовки „Сада Черномора" с головинской или еще более ранней — С. В. Малютина, дает почувствовать, как сильно опыт иллюстратора книги сказывался в театральных эскизах Головина. Он проявлялся в графичности и добросовестном следования тексту поэмы.
БИЛИБИН Иван Яковлевич (1876, поселок Тарховка близ Санкт-Петербурга — 1942, Ленинград)
График, художник театра, живописец, педагог. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1896–1900), одновременно учился в РШ ИОПХ (1895–1898); в школе А. Ашбе в Мюнхене (1898), в студии М. К. Тенишевой (1898–1900) у И. Е. Репина; в ВХУ при ИАХ (1900–1904). Совершил поездки в Швейцарию и Италию (1898), Вологодскую, Архангельскую (1902, 1903) и Олонецкую (1904) губернии, в Англию и Ирландию (1908), в Крым, в Палестину и Сирию (1924) и другие. После революции и до возвращения на родину жил в Каире, Александрии, Париже (1920–1936). Вслед за Е. Д. Поленовой стал создателем новой школы книжной графики, превратившей иллюстрированную книгу в произведение искусства. Член объединения „Мир искусства“ (с 1900). Участник выставок „Мир искусства“, СРХ и других. Рисовал для журналов „Мир искусства“, „Жупел“, „Адская почта“, „Золотое руно“ и других. Преподавал в РШ ИОПХ (1907–1917), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1936-1942).