Русский музей
Дополненная реальность

 

Масленица в Петербурге. Эскиз декорации I картины. 1917

Бенуа А.Н.
Бумага, акварель, гуашь, тушь, перо, графитный карандаш
30,2 х 49,4

Русский музей

Пост. в 1921 из Общества поощрения художеств, Петроград

Аннотация

Эскизы костюмов и декорации к балету И. Стравинского „Петрушка“.
„Петрушка“ — балет, созданный Александром Бенуа в соавторстве с композитором Игорем Стравинским и хореографом Михаилом Фокиным для Русских сезонов Дягилева в Париже 1911 года. В 1920 году балет был поставлен в Мариинском театре по обновленным эскизам 1917–1918 годов. Декорации к нему состояли из портала и сменяющихся в его проеме четырех кар¬тин. Первая и заключительная картины изображали шумное масленичное гулянье на заснеженной площади Петербурга 1830– 1840-х годов. «Меня соблазняла идея изобразить на сцене театра „Масленицу“, милые балаганы, эту великую утеху моего детства»,— вспоминал художник. „Балетом-улицей“ называл Бенуа „Петрушку“. В работе над костюмами художник опирался на разнообразный исторический и бытовой материал: народные игрушки и лубки, литографированные альбомы и модные журналы прошлого века. Содержание кукольной драмы составляло соперничество Петрушки, „получеловеческого гротескного существа“, и Арапа из-за Балерины. Петрушка на эскизе Бенуа наделен характерной пластикой и мимикой будущего исполнителя этой партии Вацлава Нижинского, который сумел, по словам Бенуа, „выразить его подавленность, внушающую жалость, и его старание утвердить свое личное достоинство, не переставая оставаться куклой“.

Биография автора

Бенуа А.Н.

Бенуа Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж)
Живописец, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель.
Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов.
В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества "Мир искусства". Член "Союза русских художников" (1903-1910), пожизненный член "Осеннего салона" в Париже.
Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе. В 1917 - один из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1917 - член Совета Эрмитажа. В 1918-1926 - хранитель отделения французской и английской живописи в Государственном Эрмитаже. С 1926 постоянно жил в Париже. Много работал для оформления спектаклей театров Парижа и Милана.
Виднейший представитель художественной династии Бенуа. Главные темы работ - Россия и Франция XVIII - начала XIX века. Автор ряда серий графических произведений, в том числе "Версальской" (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей.
Много работал в книжной графике. Оставил воспоминания.


© Русский музей 2013-2021