|
Дерево, темпера
93 х 81 х 3
Русский музей
Подобные композиции получили широкое распространение в русском искусстве XVI—XVII вв. Сцена не соответствует ни одному из канонических текстов: мертвая фигура Христа указывает на его реальную смерть, но она изображена вертикально и не пригвожденной к кресту. Особенностью данной композиции является введение фигур святых — небесных патронов заказчиков произведения — на поле средника. Этим еще более усиливается литургический смысл иконы и подчеркивается ее назначение как поминальной, на что намекает и необычно вытянутая форма большого гроба. Особое значение имеет на иконе образ Богоматери, которая не предстоит мертвому телу Христа, как в сценах «Распятия», а обнимает его, как на иконах «Положение во гроб». В древности иконы с таким изображением выносили во время торжественных процессий в сопровождении тропаря «Вот жених приходит в полночь» и каждый верующий подходил для их целования. Богоматерь, как олицетворение Церкви, обнимая Сына и сливаясь с ним, идентифицируется с его жертвой. Это образ крестной любви Христа и Церкви, когда жених приходит омыть невесту в своей крови и приготовить для нее свадебный пир Агнца. Поэтому образ гроба становится и символом брачного ложа Царя и Царицы, и символом трапезы, на которую сзываются все верные.
Вечными соучастниками евхаристической трапезы с Богом становятся и расположенные над гробом святые — небесные патроны заказчиков, постоянно молящие Господа о душах опекаемых ими людей.