Русский музей
Дополненная реальность

 

Христос Вседержитель. Последняя четверть XVII века


Дерево, темпера
89,2 х 76,5 х 3,5

Русский музей

Аннотация

Северные письма
Происходит из Покровской церкви в селе Лядины Каргопольского района Архангельской области

Изображение Христа Вседержителя (Пантократора) является основным иконографическим типом Христа, широко распространенным в греческом и древнерусском искусстве. Иконы с подобными изображениями в XIV веке появились в главном соборе Московского княжества — Успенском соборе в Кремле, а затем и в других крупнейших соборах. Эти иконы сопровождает надпись, именующая Христа Царем Славы. Царское достоинство и строгость судии, который в день грядущего Страшного суда во второй раз явится человечеству, подчеркнуты и в экспонируемой иконе. В образе сочетаются торжественность и наивность. Строгий взгляд Христа направлен прямо перед собой. Его широкий лик энергично моделирован темными коричневыми охрами. Плотно уложенные пряди волос спускаются на плечо упруго свернутым локоном. Использование насыщенных, ярких красок в изображении нимба, имитация крупными белильными мазками жемчуга, которым на севере в изобилии украшали оклады икон, выдают в иконописце провинциального мастера. Его произведение легко представить в интерьере деревянной церкви, каких на обширных северных землях было множество. Форма иконной доски, близкая к квадрату, лаконизм и обобщенность рисунка в сочетании с эмоциональной выразительностью образа придают этому произведению монументальность и торжественность.


© Русский музей 2013-2024