|
Дерево, темпера
96,5 х 77 х 3
Русский музей
В основе композиции — тип «Богоматери Одигитрии», но Младенец развернут в сторону от Марии и держит в одной руке голубя, связанного за ножки нитью, конец которой в его другой руке. Голубь, по закону Моисееву, был чистой птицей и предназначался для ветхозаветных жертвоприношений. Мария, на сороковой день после рождения Христа, «для его искупления» должна была принести агнца и двух птенцов голубиных. Будучи бедной, она пожертвовала лишь голубей, а жертвенным агнцем был ее Божественный Сын. На иконах «Богоматери Голубицкой» красные одежды Богородицы и ее белый плат, так же как красный хитон Христа и его белая (жертвенная) рубашечка, ассоциируются с литургическими тканями, покрывающими церковный алтарь. Мария здесь — и храм, и жертвенник для агнца Христа. А голубь — символ его очищающей жертвы, искупляющей грехи человеческие (Лк 2: 22–24). Привязанная на нитке птица могла уподобляться привязанной ко греху душе человека, которой, согласно Ансельму Кентерберийскому, Иисус сострадает, которую жалеет и может освободить. Привязанная нитью птица говорит о смирении и покорности: «смиренной, покорной голубкой» называет Протоевангелие Иакова Марию, покорным и смиренным называет Евангелие самого Христа. В текстах средневековых бестиариев Христос прямо уподобляется голубю, как объединивший своей кровью человечество. Известие о появлении на Руси первой «голубиной» иконы относится к концу ХIV века. Согласно житию преподобного Арсения, он принес ее с Афона как благословение на создание нового Богородичного монастыря на острове Коневец. Получив на Руси название «Голубицкой» или «Коневской», эта чудотворная икона, дошедшая до нас лишь в копии начала XVI века, и стала прототипом русских икон. Особое значение ее культ приобрел в новгородских и московских землях в конце XVI — начале XVII века, когда святыня в связи с разорением шведами Коневецкого монастыря находилась в Новгороде.