|
Калмаков Н.К.
Холст, восковые краски
213,8 х 106,7
Русский музей
Пост. в 1944 из Инспекции по охране памятников, Ленинград
Суггестивная, полная экзотики картина, вся поверхность которой буквально „заткана“ магической орнаментикой, характерно представляет творчество Калмакова на рубеже 1900–1910-х годов. Восточная мифология была частым мотивом его произведений.
Возможно, изображена богиня Кали, одна из ипостасей Деви, жены Шивы, олицетворение грозного, губительного аспекта его божественной энергии. В конце очередного жизненного цикла (кальпы) чернокожая Кали окутывает мир тьмой, содействуя его уничтожению. Кали – истребительница демонов, могущественная богиня-покровительница. Это произведение Калмакова, как и другие, представляют одну из разновидностей искусства русского символизма, перекликающегося с модерном.
Калмаков Николай Константинович (1873, Нерви, Италия –1955, Шелль близ Парижа)
Живописец, график, художник театра.
Родился в Нерви (Италия). Окончил Училище правоведения (1895) в Петербурге. Профессионального художественного образования не получил. Самостоятельно изучал классическое искусство Италии (1895–1903). С середины 1900-х писал символистские картины на темы восточных и античных мифов. Участник выставок (с 1906): Петербургского общества художников (1906), «Мир искусства» (1912–1916). Персональная выставка состоялась в Петербурге (1913).
В 1908 начал работу для театров Петербурга (театр В. Ф. Комиссаржевской, «Старинный театр», Новый драматический театр Леванта, «Палас»-театр) и Москвы (Камерный театр). С 1913 иллюстрировал книги. Один из основателей Петроградского театра марионеток Ю. Л. Слонимской-Сазоновой (1915).
С 1918 жил в Константинополе, Таллине, Гельсингфорсе, Брюсселе, Париже (с 1924). Занимался живописью и книжной графикой. С 1926 сотрудничал с Н. Н. Евреиновым в постановке пьесы О.Уайльда «Саломея» в Париже.