|
Хлебовский С.
Холст, масло
113 х 176
Русский музей
Пост.: 1940 из Московской Закупочной комиссии
В 1718 году Петр I издал указ об ассамблеях, увеселительных вечерах, ставших непременной принадлежностью общественной жизни Петербурга. Они явились прообразом будущих пышных великосветских балов, которыми славился русский императорский двор. Ассамблеи устраивались по очереди в домах знати и отличались известной демократичностью. На них мог присутствовать любой желающий, исключая крестьян и представителей городской бедноты. Танцы, различные игры, интересные беседы были обычным времяпрепровождением. Вводя ассамблеи, Петр преследовал цель привить на русской почве некоторые западноевропейские бытовые традиции, казавшиеся ему полезными и служившие, в частности, внешнему и внутреннему раскрепощению женщины, чья жизнь ранее сосредоточивалась исключительно на исполнении домашних обязанностей. Картина Хлебовского носит историко-бытовой характер. Внимание присутствующих на ассамблее привлечено только что вошедшим гостем, длиннобородым, одетым в старый боярский костюм. Он пытается отказаться от подносимого ему, видимо в качестве штрафа за опоздание, большого кубка с вином. За этой сценой с любопытством наблюдает сидящий за столом Петр I. Справа художник изобразил императрицу Екатерину с одной из дочерей.
Хлебовский Станислав (1835, Покутыньце, Подолье – 1884, Кованувко близ Познани)
Польский живописец. Учился в ИАХ (1853–1859). Большая серебряная медаль (1857), малая золотая медаль (1858) за картину «Ассамблея при дворе Петра Великого». Большая золотая медаль (1859) за картину «Императрица Екатерина II принимает запорожских депутатов»; выпущен из Академии со званием классного художника жанровой живописи и правом на пенсионерскую поездку за границу. Пенсионер ИАХ во Франции, Бельгии и Испании (1862–1866). В 1864 по приглашению султана Абдул-Азиза выехал в Константинополь, где на протяжении 12 лет занимал должность придворного художника; писал батальные композиции из истории Турции и многочисленные портреты султана. Находясь в Турции, часто выезжал в Германию, Францию, Италию и Польшу. В 1873 поехал в Каир, где выполнил ряд орнаментальных композиций акварелью и маслом. В 1876 в связи с политической ситуацией в Константинополе переехал в Париж.