Русский музей
Дополненная реальность

 

Почтальон. 1903

Бакст Л.С.
Бумага, акварель, гуашь
37 x 20,3 (очерчен)

Русский музей

Аннотация

Эскиз костюма к балету "Фея кукол". 1903. Музыка Й. Байера, хореография С.Г. и Н.Г. Легат. Санкт-Петербург, Эрмитажный театр, 7 февраля 1903; Мариинский театр, 16 февраля 1903.

Известность Бакста как театрального художника началась с балета „Фея кукол“. Банальный по содержанию и традиционный по хореографии балет братьев Легат ставился на многих сценах Европы. Но лишь благодаря „талантливому труду“ Бакста он обрел совершенно новое звучание. Местом действия был выбран Петербург 1840–1850-х годов с его Гостиным двором, где устраивались кукольные базары, и Невским проспектом, видимым за окнами игрушечного магазина. Реальным картинам старого Петербурга отвечали костюмы персонажей, среди которых выделялся своей острой характерностью Почтальон в форменной одежде. Представительницей оживающего по ходу действия царства игрушек является Кукла-француженка в строгом и элегантном платье с тщательно проработанными деталями. Высокий художественный вкус и чувство стиля позволили ли Баксту «из глупенького балета „Фея ку¬кол“» создать „чудесную чисто гофмановскую сказку“ (Бенуа). В 1909 году об этом балете писал корреспондент газеты „Речь“: «„Фея кукол“ — одно из самых изящных и утонченных созданий современного искусства <…> Невозможно оторваться от этих восхитительных костюмов, где каждая точка, каждое пятнышко, каждый бантик, локон, перчатка, даже мушка так тонко задуманы, так стильны и красочно необходимы».

Биография автора

Бакст Л.С.

Бакст Лев Самойлович (Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) (1866, Гродно – 1924, Париж)
Живописец, график, театральный художник.
Академик Императорской Академии художеств (с 1914).
Учился в Академии художеств у К.Б. Венига (1883-1887, курс не окончил) и в Париже у А. Эдельфельта (1893-1896). Занимался акварелью под руководством Альб.Н. Бенуа. В 1890-е сблизился с А.Н. Бенуа, К.А. Сомовым и другими художниками, впоследствии создавшими объединение "Мир искусства". В 1890-е работал в Германии, Италии, Испании, Франции, Северной Африке.
С 1902 работал для театров Петербурга. В 1906-1910 руководил художественной школой Е.Н. Званцевой в Петербурге. С 1910 жил в Европе. Художественный директор антрепризы С.П. Дягилева в Париже (с 1911), затем художник Парижских театров.
Автор многочисленных живописных и графических портретов, сюжетных картин, пейзажей и декоративных панно. Благодаря "Русским сезонам" завоевал громкую славу как художник-декоратор. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.


© Русский музей 2013-2021