Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет Екатерины I в пеньюаре. Первая половина 1720-х

Каравак Л. (?),
Холст, масло
80 х 60,5

Русский музей

Аннотация

Екатерина I (Марта Самуиловна Скавронская, Екатерина Алексеевна Михайлова; 5/15 апреля 1684 − 6/17 мая 1727, Санкт-Петербург) − вторая жена Петра I Великого, российская императрица с 1721 как супруга царствующего императора, с 1725 как правящая государыня; мать императрицы Елизаветы Петровны. В ее честь Петром I учрежден орден Св. Екатерины (1713) и назван город Екатеринбург на Урале (1723). Имя Екатерины I носит также Екатерининский дворец в Царском Селе (выстроенный при ее дочери Елизавете). Царствовала с 28 января / 8 февраля − 1725 по 6/17 мая – 1727.
Прутский поход 1711 года явился главным событием русско-турецкой войны 1710–1712 годов. Номинально русской армией командовал граф Б.П. Шереметев, но фактически сам Петр I. В марте 1711 года он выехал к армии с Екатериной Алексеевной (рожденной Мартой Скавронской), которую повелел считать своей женой и царицей еще до официального венчания, произошедшего в 1712 году. На берегу реки Прут русская армия попала в тяжелое положение, оказавшись окруженной численно превосходившим ее турецко-татарским войском во главе с великим визирем и крымским ханом. Петр вынужден был заключить мир, по условиям которого возвратил Турции крепость Азов, завоеванную во Втором Азовском походе (1696). По легенде, Екатерина пожертвовала все свои драгоценности на подкуп визиря. Известно, что Петр оценил поведение своей жены в Прутском походе настолько высоко, что в 1714 году специально для ее награждения учредил новый российский орден Освобождения, переименовав его вскоре в орден святой великомученицы Екатерины. При этом Петр сказал, что орден «учинен в память бытности ея величества в баталии с турки у Прута, где в такое опасное время не яко жена, но яко мужская персона видима всем была». В манифесте 15 ноября 1723 года о короновании Екатерины Петр упомянул о том, что она, помогая ему в Северной войне и в Прутском сражении, «мужески, а не женски поступала».

Биография автора

Каравак Л.

Луи Каравак (1684, Марсель – 1754, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист, декоратор, миниатюрист.
Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне. Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. В 1715 в Париже своими портретами привлек внимание Лефорта, вследствие чего по приглашению Петра I поступил на русскую службу, заключив контракт о работе в России на три года. С 1716 проживал и работал в Петербурге. Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины, исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге. Составлял проекты придворных праздников. Состоял в ведомстве Канцелярии от строений с 1718, где имел русских учеников. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. В 1722 он сопровождал Петра I в Астрахань, где написал его портрет. Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в 1722 Петром I. Также жил в Москве. При Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером», исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал автором официального изображения Елизаветы в качестве новой императрицы, имея исключительное право писать императорские портреты. В мае 1743 ему был поручен ответственный заказ — исполнить несколько портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей. Обучал живописному мастерству русских учеников – И.Я. Вишнякова, А.П. Антропова, М.А. Захарова и др.


© Русский музей 2013-2021