|
Пестель В.Е.
Холст, масло
88 х 88,5
Русский музей
Пост. в 1974 от С. Е. Пестель, дочери художницы, Москва
Как и многие ее современницы, Вера Пестель отдала дань кубизму и кубофутуризму, работая и выставляясь с Марком Шагалом, Владимиром Татлиным, Любовью Поповой, Надеждой Удальцовой. Объединение «Маковец» (Союз художников и поэтов «Искусство – жизнь») стало одним из первых объединений времени, обратившихся к духовной сущности искусства, к отражению гармонии человеческой души и одухотворенности мироустройства. Отсюда камерность тем и сюжетов, самоуглубленность и сосредоточенность на внутреннем мире человека, поэтизация «тихой жизни» людей и вещей. В картинах «Интерьер. Семья за столом» и «Тетя Паша» плоскостность холста, крупные, обобщенные формы предметов, приглушенный колорит, построенный на больших цветовых массах, придают обыденным сценам монументальность. Отзвуки грозной эпохи определяют скрытое внутреннее напряжение, эмоциональный строй произведений. Драматизм, сумрачность сочетаются в них с лаконичной характеристикой людей, ушедших в свои невеселые думы.
Пестель (Бальи) Вера Ефремовна (1886, Москва) – 1952, Москва)
Живописец, график; монументалист, работала в области декоративно-прикладного искусства; автор абстрактных композиций, портретов, жанровых картин. Училась в частной студии Э. Фализ (1902–1903) в Москве, в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1904–1906), в художественной школе К.Ф.Юона и И.О.Дудина (1906–1907), в студии венгерского художника К.Э. Киша, ученика Ш. Холлоши (1909– 1911), работала вместе с В.Е. Татлиным, П.В. Митуричем, К.К. Зефировым в студии-мастерской «Башня» (1912) в Москве. Путешествовала по Италии (1907), рисовала в свободных студиях в Париже (1912– 1913). Участник выставок с 1915, в том числе: «Супремус» (1916–1917), «Мир искусства» (1917, 1921), Первой русской художественной (1922, Берлин), «Маковец» (1922–1926), «L’Araignée» («Паук», 1925, Париж), «Путь живописи» (1926–1930). Преподавала в художественных школах Москвы (1918–1930), занималась детским художественным воспитанием в Отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения (1919–1952).