Русский музей
Дополненная реальность

 

Беннер Ж. Портрет царя Федора Алексеевича. 1821

Беннер Ж.
Бумага на металлической пластинке, акварель
14,4 x 10,8 (овал)

Русский музей

Аннотация

Фёдор III Алексеевич (30 мая (9 июня) 1661 — 27 апреля (7 мая) 1682) — русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный). Будучи широко образованным человеком, в марте 1681 года царь Фёдор Алексеевич стал одним из создателей Типографской школы при Заиконоспасском монастыре — предтечи Славяно-греко-латинской академии.
Продолжались репрессии против старообрядцев, в частности, был сожжён с ближайшими сподвижниками протопоп Аввакум, по преданию, предсказавший близкую смерть царю.
Первая супруга царя Федора Алексеевича царица Агафья умерла летом 1681 года в родах единственного ребёнка Фёдора — царевича Ильи; младенец тоже вскоре скончался. Незадолго до смерти царь вступил во второй брак с Марфой Матвеевной Апраксиной, сестрой будущего сподвижника Петра I адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Скончался 27 апреля 1682 года в возрасте 20 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Вопрос о престолонаследии вызвал волнения, разрешившиеся решением о венчании на царство одновременно двух царей — малолетних братьев Фёдора Ивана и Петра (Великого) при регентстве их старшей сестры Софьи Алексеевны.

Биография автора

Беннер Ж.

Жан-Анри Беннер (3 августа 1776, Мюльхаузен, Эльзас — зима 1836, Париж)
Французский художник-миниатюрист, портретист и пейзажист (есть сведения, что он занимался гравированием на меди и живописью на стекле).
Учился в Париже у одного из наиболее значительных акварелистов, литографов и мастеров портретной миниатюры Жана-Батиста Изабе (1767—1855). Время и сроки обучения определить затруднительно. Вероятно, обучение было недолгим и приходилось на 1803–1804 годы, когда Беннер, судя по документам, находился в Париже. В 1812 Беннером была выполнена большая серия портретов императорской фамилии Габсбургов. В 1815–1816 мастер работал в Варшаве, где написал ряд портретов польских аристократов, затем в Петербурге и, возможно, в Москве. Из России уехал не ранее 1825 года.
Из творческого наследия Беннера самым значительным было создание с 1816 по 1825 год по заказу российского Императорского Двора и частных лиц нескольких комплектов портретной галереи (24 портрета), представляющей царей и великих князей династии Романовых. Кроме того, художник получил разрешение на издание по своим оригиналам отдельного гравированного альбома, ставшего весьма популярным. Первые варианты этой «романовской галереи» были гравированы и изданы в Париже уже в 1817 году.
Исполненные Беннером портреты иконографически являются в основном копиями известных оригиналов — Люддена, Токе, Жерара и Изабе.
Размеры миниатюр каждого комплекта были одинаковыми; размеры миниатюр разных комплектов различались крайне незначительно: не более чем на 0,3–0,7 мм. Но главное — каждый комплект отличался присущим только ему рисунком рамы, специально разработанным Беннером. Можно отметить и другие отличия, которые сводятся к разнице в цвете платья императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны на миниатюрах из разных коллекций.
Трудно с точностью определить, сколько комплектов было создано при жизни автора, так как сегодня в разных музеях и частных собраниях часто встречаются портреты из «беннеровских серий». Почти все они сохранились не целиком: так, три неполных комплекта находятся в собрании Эрмитажа (серия великого князя Николая Михайловича, серия из Зимнего дворца, а также серия, принадлежность которой определить пока затруднительно), три — в Павловском дворце-музее (серия Николая I, серия из коллекции Николая II, две серии, происходящие из Гатчинского дворца-музея). Отдельные портреты находятся в Историческом музее (портрет императрицы Елизаветы Алексеевны) и в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (портреты великих княгинь Екатерины Павловны и Анны Павловны), в некоторых провинциальных музеях и частных собраниях.
Портреты «романовской галереи» Русского музея поступили из коллекции принцессы Елены Георгиевны Саксен-Альтенбургской (дочери Георга Мекленбург-Стрелицкого и великой княгини Екатерины Михайловны, правнучки императора Павла I) в 1924 году (бывшее собрание великого князя Михаила Павловича). Почти все портреты этого собрания (за исключением портрета великого князя Михаила Павловича) одеты в оригинальные золоченые рамы и имеют подпись и дату: 1817 или 1821 год.
Серия из двадцати четырех портретов в оригинальном оформлении, созданных Беннером, принадлежащая Русскому музею, дошла до нас в первоначальном составе и представляет поистине уникальный случай сохранившегося живого ансамбля.


© Русский музей 2013-2021