Русский музей
Дополненная реальность

 

Беннер Ж. Портрет великой княгини Александры Федоровны. 1821

Беннер Ж.
Бумага на металлической пластине, акварель

Русский музей

Аннотация

Александра Федоровна (урожденная принцесса Фридерика Шарлотта Вильгельмина, Шарлотта Прусская; 1798–1860) — дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы, сестра прусских королей Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I. 13 июля 1817 вышла замуж за великого князя Николая Павловича. Брак преследовал в первую очередь политические цели: укрепление политического союза России и Пруссии, однако оказался счастливым и многодетным. В 1826 стала российской императрицей, а с 1828 — попечительницей благотворительных учреждений, перешедших в ее ведение после смерти свекрови — жены Павла I императрицы Марии Федоровны. Ее именем назван Александринский театр в Петербурге. Ей посвящена строка В. А. Жуковского «Гений чистой красоты», повторенная затем А. С. Пушкиным.

Биография автора

Беннер Ж.

Жан-Анри Беннер (3 августа 1776, Мюльхаузен, Эльзас — зима 1836, Париж)
Французский художник-миниатюрист, портретист и пейзажист (есть сведения, что он занимался гравированием на меди и живописью на стекле).
Учился в Париже у одного из наиболее значительных акварелистов, литографов и мастеров портретной миниатюры Жана-Батиста Изабе (1767—1855). Время и сроки обучения определить затруднительно. Вероятно, обучение было недолгим и приходилось на 1803–1804 годы, когда Беннер, судя по документам, находился в Париже. В 1812 Беннером была выполнена большая серия портретов императорской фамилии Габсбургов. В 1815–1816 мастер работал в Варшаве, где написал ряд портретов польских аристократов, затем в Петербурге и, возможно, в Москве. Из России уехал не ранее 1825 года.
Из творческого наследия Беннера самым значительным было создание с 1816 по 1825 год по заказу российского Императорского Двора и частных лиц нескольких комплектов портретной галереи (24 портрета), представляющей царей и великих князей династии Романовых. Кроме того, художник получил разрешение на издание по своим оригиналам отдельного гравированного альбома, ставшего весьма популярным. Первые варианты этой «романовской галереи» были гравированы и изданы в Париже уже в 1817 году.
Исполненные Беннером портреты иконографически являются в основном копиями известных оригиналов — Люддена, Токе, Жерара и Изабе.
Размеры миниатюр каждого комплекта были одинаковыми; размеры миниатюр разных комплектов различались крайне незначительно: не более чем на 0,3–0,7 мм. Но главное — каждый комплект отличался присущим только ему рисунком рамы, специально разработанным Беннером. Можно отметить и другие отличия, которые сводятся к разнице в цвете платья императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны на миниатюрах из разных коллекций.
Трудно с точностью определить, сколько комплектов было создано при жизни автора, так как сегодня в разных музеях и частных собраниях часто встречаются портреты из «беннеровских серий». Почти все они сохранились не целиком: так, три неполных комплекта находятся в собрании Эрмитажа (серия великого князя Николая Михайловича, серия из Зимнего дворца, а также серия, принадлежность которой определить пока затруднительно), три — в Павловском дворце-музее (серия Николая I, серия из коллекции Николая II, две серии, происходящие из Гатчинского дворца-музея). Отдельные портреты находятся в Историческом музее (портрет императрицы Елизаветы Алексеевны) и в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (портреты великих княгинь Екатерины Павловны и Анны Павловны), в некоторых провинциальных музеях и частных собраниях.
Портреты «романовской галереи» Русского музея поступили из коллекции принцессы Елены Георгиевны Саксен-Альтенбургской (дочери Георга Мекленбург-Стрелицкого и великой княгини Екатерины Михайловны, правнучки императора Павла I) в 1924 году (бывшее собрание великого князя Михаила Павловича). Почти все портреты этого собрания (за исключением портрета великого князя Михаила Павловича) одеты в оригинальные золоченые рамы и имеют подпись и дату: 1817 или 1821 год.
Серия из двадцати четырех портретов в оригинальном оформлении, созданных Беннером, принадлежащая Русскому музею, дошла до нас в первоначальном составе и представляет поистине уникальный случай сохранившегося живого ансамбля.


© Русский музей 2013-2024