|
Мартынов А.Е.
Бумага, литография раскрашенная
25 х 39,9
Русский музей
Гравюра относится к серии литографий, которая выходила в виде тетрадей по 12 листов в каждой, а также в виде отдельных листов. Первыми были изданы виды Петербурга, а затем Царского Села, Павловска, Гатчины и Ораниенбаума. Всего известны 65 сюжетов этой серии. Для 16 из них в качестве оригиналов использованы живописные и графические произведения Мартынова.
Невская ограда Летнего сада – один из главных символов Петербурга. Являясь частью парадного фасада северной столицы со стороны Невы, это произведение искусства отличается удивительным соответствием общему духу города, его художественному образу. В 1770 году, в связи с возведением гранитной набережной, начались работы над новым оформлением северной границы Летнего сада. В научной среде до сих пор продолжаются споры об авторе знаменитой ограды. До недавнего времени им признавали Юрия Фельтена. Но документы свидетельствуют о том, что императрица Екатерина II поручила составить проект ограды подчиненному Фельтена архитектору Ивану Фоку, которому и принадлежит художественный замысел замечательного сооружения. Сила воздействия этого уникального произведения умножается его слитностью с природным окружением. «Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая легкость и какая стройность в ее рисунке…», - восклицал в начале XIX века поэт Константин Батюшков.
Слева среди листвы деревьев виднеется Летний дворец Петра I, построенный в 1710–1712 гг. он является одним из самых ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга. В начале XIX века Летний дворец служил дачей для высших государственных чиновников. В это же время сад становится любимым местом прогулок горожан.
Мартынов Андрей Ефимович (1768, Санкт-Петербург – 1826, Рим)
Живописец, рисовальщик, акварелист, гравер и литограф. В 1773–1788 учился в ИАХ у С. Ф. Щедрина. По окончанию курса со второй золотой медалью был отправлен пенсионером в Италию, где работал под руководством Я.-Ф. Хаккерта. В 1794 вернулся в Россию, с 1795 – академик, с 1802 – советник ИАХ. В 1805-1806 совершил путешествие в Китай с русским посольством графа Ю. А. Головкина, результатом которого явился альбом офортов "Живописное путешествие от Москвы до китайской границы". С 1808 по 1819 служил в Дирекции императорских театров. С 1821 - в отставке. В 1810 путешествовал по Прибалтике. Автор серии впоследствии литографированных акварелей "Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей", "Пейзажи Прибалтики", многочисленных живописных и гравированных видов Сибири, Крыма, берегов Волги, а также Монголии и Италии. В 1824 по совету врачей приехал в Италию, где и умер.