Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет Александры Федоровны, жены Николая I, с дочерью Марией Николаевной на прогулке верхом в Петергофском парке. 1837

Брюллов К.П.
Холст, масло
89 х 70,5

Русский музей

Аннотация

Эскиз неосуществленного портрета.
По свидетельству М.И.Железнова, Брюллов писал портрет в начале лета 1837 в Петергофе. „Государь на два дня уехал из Петергофа в Петербург. Чтобы сделать ему сюрприз, Карл Павлович написал в двенадцать часов на одном холсте императрицу и великую княгиню Марию Николаевну на лошадях, в аллее Петергофского сада, перед фонтаном Самсона. В то время как Брюллов, сидя в комнате, писал этот портрета, а императрица, служившая ему моделью, сидела на лошади перед его окном, пошел дождь. Брюллов, как будто не замечая дождя, продолжал работать и не отпускал императрицу домой, пока дождь не пробил насквозь ее платья. [Доктор] Маркус несколько раз хотел прекратить сеанс, но государыня удерживала его словами: „Пока он работает, не мешайте ему". По возвращении в Петергоф государь подивился проворству Брюллова и остался доволен портретом. После этого, как бы кажется, не закончить портрета? А Брюллов <...> повернул его к стене и никогда более им не занимался" (Брюллов в воспоминаниях современников. С. 131).
На заднем плане — изображение Нижнего парка в Петергофе, слева — фонтанная группа „Самсон, разрывающий пасть льва".

Александра Федоровна (1798—1860) — принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина, дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы. С июня 1817 супруга великого князя Николая Павловича. С 1826 — российская императрица.

Великая княжна Мария Николаевна (1819–1876) – старшая дочь императора Николая I. В 1839 вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского. После смерти мужа состояла в морганатическом браке с графом Г.А.Строгановым. С 1852 – президент Императорской Академии Художеств, председатель Общества поощрения художников.

Биография автора

Брюллов К.П.

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович (1799, Санкт-Петербург - 1852, Манциана близ Рима)
Живописец, акварелист, рисовальщик.
Член Миланской, Пармской академий и Академии Св. Луки в Риме, профессор Флорентийской Академии художеств, почетный вольный общник Императорской Академии художеств.
Первоначальные художественные навыки получил у отца - академика "орнаментной скульптуры" и живописца-декоратора П.И. Брюлло. Учился в Академии художеств у А.И. Иванова и А.Е. Егорова (1809-1822). В 1822-1835 - пенсионер в Италии на средства Общества поощрения художников. Работал в Риме, Милане, Неаполе. За картину "Последний день Помпеи" (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836). По возвращении в Россию жил в Петербурге. В 1836-1849 преподавал в Академии художеств, профессор, вел класс исторической живописи.
В 1842-1847 исполнял монументальные росписи для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге. С 1849 жил за пределами России, с 1850 - в Италии.
Крупнейший представитель академической исторической живописи, автор многочисленных портретов, в том числе ряда композиционных портретов-картин.


© Русский музей 2013-2021