|
Бенуа А.Н.
Картон, гуашь
49,6 х 51,4
Русский музей
«Купальня маркизы» тематически примыкает к версальской серии Бенуа. Не связанная с Версалем «топографически», она обращена к излюбленному художником XVIII веку. Версаль ли это? Да, если под ним понимать все утонченное и загадочное, прекрасное и порочное, присущее этой эпохе. Восхитительно призывна эта мраморная купальня, окруженная летней листвою парка; яркая зелень деревьев, отражаясь в воде, гладкой и блестящей, как кусок малахита, переходит по сторонам в ровные тени стриженных кустов, а в глубине, на возвышенности, сверкает белый павильон в лучах солнца. Кокетливая маркиза в кружевном чепчике – хрупкая, призрачная нимфа завороженного боскета – готова погрузить в воду свое холеное розовое тело и улыбается улыбкой севрской куклы… «Купальня маркизы» переносит нас невольно к художественным темам Константина Сомова, к мотивам «прогулок в парках» и «любовным забавам маркиз», «арликинадам» и «купаниям». Для современников подобные произведения были не только воплощением фантазий о давно минувшем и утраченном.«Сомов и Бенуа, - писал Николай Врангель, - прекрасно поняли, что недоступное будет всегда желанно. Воскресили и пустили в среду живых этаких кукол-людей, которые милы нам своей отдаленностью. И жуткая нагота их тел, и некрасивость лиц особенно изысканно притягательны. Ведь человек современности не может себе представить Соблазнительницу или Мечту с классическими чертами». Маркиза Бенуа своей кукольной хрупкостью напоминает сомовские фарфоровые статуэтки.
Бенуа Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж)
Живописец, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель.
Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов.
В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества "Мир искусства". Член "Союза русских художников" (1903-1910), пожизненный член "Осеннего салона" в Париже.
Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе. В 1917 - один из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1917 - член Совета Эрмитажа. В 1918-1926 - хранитель отделения французской и английской живописи в Государственном Эрмитаже. С 1926 постоянно жил в Париже. Много работал для оформления спектаклей театров Парижа и Милана.
Виднейший представитель художественной династии Бенуа. Главные темы работ - Россия и Франция XVIII - начала XIX века. Автор ряда серий графических произведений, в том числе "Версальской" (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей.
Много работал в книжной графике. Оставил воспоминания.