Русский музей
Дополненная реальность

 

Версаль. Людовик XIV кормит рыб. 1897

Бенуа А.Н.
Картон, гуашь, акварель, мел, графитный карандаш, угольный карандаш
47,7 x 62,5

Русский музей

Аннотация

Особенностью творчества Александра Николаевича Бенуа, в отличие от многих его коллег по объединению «Мир искусства», было не просто зачарованное любование миром ушедших эпох, а живой диалог с прошлым. Особенно мастера привлекал Версаль времен Людовика XIV. Огромный цикл произведений раскрывает красоту архитектурно-паркового ансамбля знаменитой резиденции французских королей – символа красоты галантного века, рисует сцены из жизни его обитателей. Бенуа писал: «Мне хотелось в своих изображениях восстановить роскошное прошлое Версаля и населить его тенями. Но постепенно я научился отдаваться всецело непосредственно чарам Версаля, и тогда я еще сильнее начал ощущать в сложных его ароматах, в шорохе листьев, в плеске его водоемов смутные сладкощемящие воспоминания... Я буквально не выходил из какого-то восторженного опьянения. Меня неодолимо тянуло в парк, и я находил в нем неисчислимое множество возбуждающих мотивов». Иногда художнику даже казалось, что «боги и богини, из которых одни мраморные, на высоких пьедесталах, а другие бронзовые, возлежат по краям бассейнов, обмениваются между собой, или с нами, смертными их поклонниками, приветливыми улыбками. Вот от этих ощущений и родились картины…». Парк, тающий в дымке хмурого дня, кажется не реальной картиной, а призраком прошлого, встающим перед глазами художника. Неспешно двигаются изысканные кавалеры и прекрасные дамы, раскланиваясь, перешептываясь, кокетничая…
Работы выполнены в сложной смешанной технике, изображение нанесено гуашью, акварелью, добавлено золото, серебро, а карандашная линия выявляет объемность изображения. Графическая четкость здесь сочетается с блистательной композицией. И все это сдобрено милой и изящной иронией, которой, в общем-то, жили все «мирискусники».

Биография автора

Бенуа А.Н.

Бенуа Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж)
Живописец, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель.
Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов.
В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества "Мир искусства". Член "Союза русских художников" (1903-1910), пожизненный член "Осеннего салона" в Париже.
Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе. В 1917 - один из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1917 - член Совета Эрмитажа. В 1918-1926 - хранитель отделения французской и английской живописи в Государственном Эрмитаже. С 1926 постоянно жил в Париже. Много работал для оформления спектаклей театров Парижа и Милана.
Виднейший представитель художественной династии Бенуа. Главные темы работ - Россия и Франция XVIII - начала XIX века. Автор ряда серий графических произведений, в том числе "Версальской" (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей.
Много работал в книжной графике. Оставил воспоминания.


© Русский музей 2013-2021