Русский музей
Дополненная реальность

 

Екатерина II образе Минервы, покровительницы искусств. 1770

Торелли С.
Холст, масло
318 х 207

Русский музей

Пост. в 1923 г. из МАХ, куда передана И. И. Бецким в 1770

Аннотация

Екатерина II (Великая; 1729-1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики "просвещённого абсолютизма", но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768-1774; 1787-1792) и Швецией (1788-1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос.
Екатерина II изображена с атрибутами богини мудрости Минервы, три женские фигуры и три амура представляют «три знатнейших художества» — живопись, скульптуру и архитектуру, две женские фигуры слева — аллегории мира и войны, в центре — муза истории Клио и Сатурн, олицетворяющий время. В 1764 году по указу Екатерины II Академия художеств получила статус Императорской, став государственным учреждением, регламентирующим художественную жизнь России, был утвержден устав и штаты академии, началось строительство нового здания.

Биография автора

Торелли С.

Торелли Стефано (1712, Болонья - 1780, Санкт-Петербург)
Работал в России с 1762 по 1780. Итальянский живописец. Мастер декоративной живописи, аллегорических композиций, портретист. Учился у своего отца Ф. Торелли в Болонье и Ф. Солимены в Неаполе. С 1740 работал в Дрездене и Любеке при Дворе курфюрста саксонского и короля польского Августа III. В 1762 приехал в Россию по приглашению И.И. Шувалова. С 1 октября 1762 по август 1768 профессор Петербургской Академии художеств (ИАХ). С 1768 придворный художник Екатерины II. В 1765-1770 исполнял плафоны и декоративные росписи в Китайском дворце и павильоне Катальной горки в Ораниенбауме; работал также в Зимнем и Мраморном дворцах в Петербурге и Екатерининском дворце в Царском Селе.


© Русский музей 2013-2024